Хочу жениться!

Как-то так сложилось в нашем обществе, что к людям с интеллектуальными нарушениями (или, говоря нетактично, но привычно, с умственной отсталостью) относятся как к вечным детям. Раз, мол, не постичь им научных премудростей, значит, и все остальные стороны взрослой жизни ни к чему. Вот только дети, вне зависимости от диагноза, все же растут.  И пусть на пять – десять лет позже, но их, как обычных ребят, тоже настигают и кризис подросткового возраста, и желание быть самостоятельными, и естественное стремление к интимному общению с противоположным полом. Однако даже сама мысль об этом чаще всего воспринимается негативно – как близкими, так и обществом в целом. Оно априори лишает «вечных детей» права быть взрослыми.

Хочу жениться!  | ФОТО RioPaduca/shutterstock.com

ФОТО RioPaduca/shutterstock.com

Моя не такая!

– Возрастная категория наших ребят 25 – 30 лет, как раз в этом возрасте они созревают. Мы видим их потребности и не закрываем на них глаза, – говорит руководитель центра социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» Ольга Эгель.

Об этом центре мы писали в прошлом выпуске раздела «Без барьеров» (см. «СПб ведомости» от 5.08.2015). Летом там завершился проект «Школа самостоятельной жизни». На занятиях этой школы ребят с интеллектуальными нарушениями учили считать деньги, платить квартплату, вести личный бюджет и домашнее хозяйство. И еще одну тему сочли важным не обходить – сексуальное воспитание.

– Нам приходилось сталкиваться с острыми и неоднозначными ситуациями, – рассказывает Ольга Эгель. – И было очень сложно найти выход, ведь родители наших подопечных на эти темы не говорят. Их поколение родилось в стране, где «нет секса», и зачастую они готовы до последнего отрицать само существование проблемы.

Был случай – наша девочка попала в нехорошую компанию. Мы об этом узнали, предупредили маму. В ответ: «Вы что? Моя не такая!». Спустя три месяца «вы что?» превратилось в беременность с отягчающими обстоятельствами.

«Отягчающие обстоятельства», упомянутые Ольгой, в том, что, по сути, девушка подверглась насилию, а к ответственности, по факту, никого не привлечешь. «Она же сама пошла». В силу интеллектуальной недостаточности ребята становятся привлекательным объектом для использования, в том числе и для секса.

– В нашей программе сексуальное воспитание в первую очередь призвано научить ребят собственной безопасности, – объясняет Ольга. – Получить представление о «своих» и «чужих». Осознать, что есть интимные зоны, куда нельзя допускать постороннего человека. При этом мы не избегаем и вопросов контрацепции, потому что наша задача не объяснить, что секс – это нельзя. Они имеют право на полную и в этом смысле жизнь.

Всюду вместе

В центре есть сформировавшиеся «любовные парочки». Алексей и Таня, например, вместе уже восемь лет. Встретились, придя в центр, и с тех пор не расстаются. Таня делает бусы в ткацкой мастерской, Алексей – мастер на все руки: занимается батиком, кожей, работает на компьютере и – «официально» (!) – уборщиком. Видно, что они гордятся своими отношениями, неотрывно держатся за руки и с присущей таким людям наивной искренностью отвечают на все вопросы.

– Как вы познакомились?

– В 2007 году, 1 сентября здесь встретились. Увидели друг друга и влюбились. Прям с первого взгляда. Честно-честно. Я пришел домой и сказал: «Мама я влюбился», – а мама сказала: «Молодец, сынок», – рассказывает Алексей.

Таня кивает:

— Я тоже пришла к маме и сказала, что влюбилась. Она ответила: «Хорошо».

– Чем вы занимаетесь вместе?

– Мы в кино ходим, в боулинг, – делится Таня, – на Крестовский остров гулять ездим. («И целоваться», – тут же добавляет Леша.) На море ездим, в прошлом году были в Болгарии. Загорали на солнышке, купались в море и в бассейне около дома. Ездили с мамами.

– Жили в одном номере или каждый со своей мамой?

– Жили с мамами, – говорит Леша и с гордостью добавляет: – Но в прошлом году мы этим, ну вы знаете, уже занимались.

– Этим – это сексом? И мамы знают?

– Да, моя мама знает. Мы с ней говорили об этом и как предохраняться. Если я спрашиваю, мама отвечает, – поясняет Леша и добавляет: – Я ей сказал: «Хочу жениться», – а мама сказала, что сначала надо работать. И Танина мама так сказала.

– А что для тебя значит жениться?

– Ну как что, – как на глупую смотрит на меня Леша, – это сексом заниматься, что же еще?

– А для тебя, Таня?

– Это значит к Леше переехать. Я буду готовить, помогать его маме убираться в квартире.

Дойдет ли дело до свадьбы, о которой говорит Леша, неизвестно. Но то, что ребята стали счастливее, при этом избежав возможных неприятностей, – наглядный пример успешного обучения.

Требуется «сексолог-дефектолог»

– Тема интимных отношений должна подниматься, – уверена Ольга. – Ее и замалчивать нельзя, и излишне муссировать. Беда, что ею у нас занимается каждый в меру своего понимания. Вся литература, все подходы – западные, а они не в нашей ментальности. Для нас совершенно не подходит вариант, когда 40 человек садятся, вместе смотрят обучающий фильм и обсуждают.

К тому же не надо навязывать «модель удовлетворения», считая, что секс нужен всем и каждому. Это не так. Люди с тяжелыми нарушениями зачастую нуждаются просто в общении, нежности, ласке. Они ищут себе пару, просто чтобы было кого обнять. Но если необходимость в интимной близости все-таки есть, то все надо делать деликатно, по-человечески и индивидуально.

Все правильно, но будем честны до конца. Даже обычному человеку, испытывающему какой-либо дискомфорт в интимной сфере, сложно обратиться к специалисту. Но по крайней мере, перешагнув через психологический барьер, найти сексолога не проблема. Людям с инвалидностью и их родителям, даже осознав потребность во внешней консультации, идти с этими вопросами просто некуда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (5583) от 10.11.2015.


Комментарии