Хочу, как папа?

Уже через пять лет количество выбравших инженерно-технические специальности в вузах должно дойти до 42%, а в ссузах – до 37%. Такие данные директор Центра занятости населения Санкт-Петербурга Юлия Горохова привела на «круглом столе», собравшем практиков и организаторов профобучения и рынка труда.

Хочу, как папа? | ФОТО Ollyy/shutterstock.com

ФОТО Ollyy/shutterstock.com

Дисбаланс спроса и предложения в сфере занятости становится все тревожнее. Не снижается, несмотря на все усилия, дефицит специалистов с техническим образованием, зато избыточно представлены те, чьи профессии спросом не пользуются. Об этом напомнила начальник отдела комитета по труду и занятости населения Людмила Колдунова и призвала горожан активно пользоваться услугами службы занятости. Именно для того, чтобы ликвидировать существующие перекосы, специалисты по профориентации тестируют людей, которые не могут найти работу, выявляют их склонности и способности, предлагают пройти переобучение и получить более востребованную специальность.

Кроме того, в государственной программе «Содействие занятости населения Санкт-Петербурга на 2015 – 2020 годы» есть подпрограмма с говорящим названием «Профессиональное самоопределение». Одна из ее задач как раз состоит в том, чтобы, повышая престиж технических, рабочих профессий, совершенствовать взаимодействие между школами, учебными заведениями профессиональной подготовки и предприятиями.

Ныне, заметим, количество выпускников с высшим образованием в несколько раз превышает число окончивших средние профессиональные учебные заведения. А огромное количество вузов, многие из которых предлагают обучение «модным» профессиям, приводит к тому, что практически получить такое образование может каждый выпускник, чаще всего отдающий предпочтение гуманитарным направлениям, не задаваясь вопросом, будет ли потом иметь спрос полученная им профессия. В результате сегодня более 20% выпускников вузов работают на рабочих местах, предназначенных для людей с начальным профессиональным образованием.

Для того чтобы помочь молодежи правильно ориентироваться, подпрограмма «Профессиональное самоопределение» предполагает, например, выпуск видеороликов с рассказами о нужных современному рынку труда профессиях, которые позволят школьникам «примерить» их на себя, узнать, в каких учебных заведениях таким профессиям можно обучиться.

Генеральный директор центра профориентации «Промир» Евгений Луняев рассказал, что специалисты центра, имеющие опыт работы с детьми, четыре года назад задумались над тем, какой метод профориентации может быть наиболее эффективным для школьников. Так появилась идея «образовательных путешествий» – непосредственное знакомство с профессиями прямо на рабочих местах. О производстве, куда ребята поедут, о «карте» действующих там профессий им рассказывают заранее. А на месте школьники своими глазами видят рабочий процесс, с которым их знакомит опытный представитель предприятия, отвечает на вопросы ребят.

Необходимость ранней профориентации поддержала генеральный директор некоммерческого партнерства «Центры делового развития» Татьяна Бойко. Ведь чем раньше ребенок получает те или иные знания, тем крепче он их запоминает. Если бы.

Сегодня же 80% школьников почти ничего не знают даже о профессиях своих родителей. У детей создается впечатление, что отец и мать ходят куда-то «только зарабатывать деньги», хотя, вполне возможно, старшие свою работу любят и достойно ее выполняют. Увы, теперь как-то не принято гордиться своим делом, поддерживать семейную династию. Да и большая часть родителей совсем не рассказывают детям о своей работе, лишь 15% говорят частично и только 5% брали детей на работу и показывали им свое рабочее место.

По мнению Татьяны Бойко, профориентационные программы должны предусматривать создание условий для раннего знакомства детей – начиная буквально со старших групп детского сада – с миром профессий, воспитывать в них уважение к труду, вызывать к нему интерес... В конце концов если бы те наши сограждане, которые сегодня трудятся не по специальности, вовремя получили достаточную информацию о многообразии нужных на рынке профессий, то наверняка они были бы счастливее. Да и предприятия – успешнее.


МЕЖДУ ТЕМ

Правильный профессиональный выбор – и для человека, и для государства – это экономия денег и времени. Узнать, насколько реальность близка к этой радужной перспективе, попытался портал Job.ru.

Оказалось, что лишь 23% опрошенных россиян работают строго по полученной специальности. Еще почти столько же (21,1%) респондентов трудятся в смежных областях и согласны с утверждением, что полученное образование пригодилось им в работе. А вот более четверти (27,9%) участников опроса по специальности не работают, но все равно считают, что полученное образование им пригодилось.

В региональном срезе наибольшим благополучием отличается Уральский федеральный округ: ради «корочек» там отучились лишь 9,2% опрошенных, и это минимальный показатель по регионам. Явный лидер по количеству работающих по специальности – Южный федеральный округ (34,4%), а больше всего работающих без образования обнаружилось в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (8,4 и 8,3%, соответственно).

В Крыму ситуация совершенно иная: всего 12% опрошенных там работают по специальности, при этом округ лидирует по количеству учащихся ради диплома (27,2%).

Данные по Санкт-Петербургу и Ленинградской области несколько выбиваются из общей статистики: у нас одновременно наименьший процент тех, кто посещал учебу ради диплома (13,1% против 18,2% по Москве), наибольший процент неопределившихся с пользой приобретенной специальности и самые скромные показатели по работающим по специальности (19,3% против 26,4% по Москве). Интересно, что два года назад именно участники опроса из Петербурга лидировали по количеству согласных с утверждением «мое образование в моей работе абсолютно не нужно» (24,3% опрошенных) и при этом среди них было больше всего респондентов, работающих по специальности.

Что касается позиции работодателей, то общие показатели по регионам свидетельствуют о том, что многие из них по-прежнему ценят наличие диплома, а не полученные согласно нему знания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5390) от 03.02.2015.


Комментарии