Каждый тянет на себя

В последние годы петербургских урбанистов тревожит быстрый рост новостроек в юго-западной части Петербурга. Есть угроза, что высокая плотность населения вызовет транспортный коллапс. Несмотря на спад в экономике, девелоперы захватывают все больше земли для строительства жилых комплексов. По подсчетам специалистов, к концу года число постоянных жителей юго-запада Петербурга приблизится к миллиону. Огромное количество автомобилей спровоцирует бесконечные пробки. Решать проблему надо уже сейчас, и спасение во многом видится в первую очередь в проектировании и строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Каждый тянет на себя |  Дороги выстраивают приоритеты.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дороги выстраивают приоритеты.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Какова на сегодняшний день теоретическая и законодательная база проектирования транспортно-пересадочных узлов в Петербурге? Главный специалист отдела перспективного развития комитета по развитию транспортной инфраструктуры Алексей Степичев разъясняет: согласно региональным документам, ТПУ можно разделить на три уровня – те, что предназначены для внутригородских, междугородных и международных маршрутов, соответственно. На данный момент администрация Петербурга планирует создать 11 первоочередных транспортно-пересадочных узлов, в числе которых ТПУ «Парнас», «Удельная», «Сенная площадь», «Балтийская жемчужина», «Пулково» и другие. На территории объектов намечено разместить и коммерческие площади. Сумма, которую планируется потратить на ТПУ с учетом стоимости участков, составит около 30 млрд рублей.

Мнения специалистов относительно расположения будущих ТПУ расходятся. Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar, считает, что Всеволожский район (Девяткино) и юго-восток (Рыбацкое) наиболее перспективные направления для проектирования и строительства транспортных узлов: «Любой человек, который был в Девяткине, осознает, что территория не соответствует представлению о комфортном проживании. Этот густонаселенный район требует глобального перестроения. В настоящий момент туда ведет одна дорога, которая в часы пик превращается в сплошную пробку. Рыбацкое всегда было развито с точки зрения транспортной доступности. Основные потоки из близлежащих районов, пригородов едут до Рыбацкого. На мой взгляд, здесь целесообразно реализовать ТПУ с торговыми площадями, современный автовокзал».

Одиннадцать ТПУ, которые запланированы властями на ближайшую перспективу, для пятимиллионного города капля в море, считает Шарыгина. Петербург расширяется, выходит за пределы КАД, из-за чего повышается нагрузка на входящие артерии на границе с областью. Эту проблему нужно решать совместными усилиями, комплексно и со всеми заинтересованными сторонами: работать в одной связке с метрополитеном, РЖД и наземным транспортом.

Заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова дает свои рекомендации: «Тема автовокзалов была разработана еще в 2008 году, а в 2009-м проект одобрен правительством города. Однако за 5 лет этот проект даже не начали реализовывать. Я предлагаю считать приоритетной не «Балтийскую жемчужину», куда метро дойдет в лучшем случае в 2040 году. Давайте создадим приоритет для «Броневой», где жилье будет строиться совсем рядом, где есть железнодорожная станция и где в обозримом будущем появится метро, а также «Юго-Западную», где, по схеме, рядом с метро планировалась автостанция, обслуживающая Петергофское и Таллинское направления».

Наиболее показательно проектирование пересадочного узла в Лахте. Руководство комплекса провело конкурс среди студентов и молодых специалистов, в ходе которого предлагалось разработать концепцию ТПУ, расположенного в непосредственной близости от «Лахта центра» на территории площадью 8 га и включающего в себя выход со станции метро, железнодорожную платформу, автовокзал, перехватывающую стоянку для машин и такси, а также коммерческие площади. По словам начальника управления по проектированию МФК «Лахта центр» Юлии Гуляк, участники конкурса предложили целый ряд интересных решений.

Создание ТПУ возле «Лахта центра» чрезвычайно актуально, поскольку этот многофункциональный комплекс станет новой точкой городского развития. Ожидается, что в комплексе будут около 16 тысяч рабочих мест различного профиля, вдобавок трафик от туристов и бизнес-визитеров. Помимо офисных помещений в МФК будут размещены детский научный центр «Мир науки», планетарий, высотная обзорная площадка, спорткомплекс, медицинский центр, многофункциональный зал-трансформер, торговые зоны и многое другое. При выборе места как для ТПУ, так и для самого комплекса эксперты в первую очередь учитывали транспортную доступность объектов и тот факт, что после завершения строительства «Лахта центра» поток транспорта в этот район значительно возрастет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5479) от 16.06.2015.


Комментарии