Каждому наряду свое имя

На одной из православных выставок увидела коллекцию «Праздничная одежда в русском национальном стиле». После того как ведущая рассказала об истории костюма, к зрителям вышли красавицы в кокошниках и сарафанах. А я познакомилась с создательницей этих нарядов Мариной ШАДЕНКОВОЙ и узнала, что начало коллекции положил купленный ею восемь лет назад кокошник.

Каждому наряду свое имя | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Дома я решила сделать его наряднее - добавила бисер, стразы. Получилось красиво и стало понятно, что теперь к нему необходим соответствующий костюм, например, для домашних посиделок с песнями и разговорами. Подруги мой новый образ одобрили, и я сшила еще два ансамбля...

Сначала даже и не думала о коллекции. Но постепенно увлеклась праздничным русским национальным костюмом. Для меня стало открытием, что привычный по сказочным фильмам и книжным иллюстрациям старинный женский наряд на самом деле не только красив, но и «говорящ». Для наших прабабушек он служил своеобразной «визитной карточкой».

Свой собственный вид головных уборов, покроя одежды, вышивки имели не только разные губернии, но и разные села. Так, например, в Курской губернии носили кокошник, который назывался «Однорогий златоглав». Когда женщина выходила на улицу, то по ее одежде можно было «прочесть», кто она такая - девушка на выданье, молодушка, мать семейства или вдова. Девушка, например, не покрывала голову, украшая заплетенную косу только лентой. А замужняя женщина обязательно носила головной убор, чтобы недруги не могли использовать ее волосы в недобрых целях и причинить вред ее семье.

Сейчас в моей коллекции более семидесяти костюмов. Все они имеют собственное имя. Постепенно появилась традиция - каждому наряду посвящать несколько стихотворных строк, чтение которых сопровождает показ коллекции. И чем больше я узнаю о национальном русском праздничном костюме, тем больше поражаюсь - каким удивительным чувством прекрасного обладали наши предки. Праздничная одежда, украшенная речным жемчугом, золотой нитью, была строго индивидуальной, предназначалась лишь для одного конкретного человека. Ее можно было передавать по наследству, но не посторонним.

Цель моей коллекции - напомнить современникам про красоту русской национальной одежды. Есть страны, где национальная одежда до сих пор присутствует в быту. А много ли найдется, скажем, в нашем многомиллионном городе людей, у которых дома есть русский национальный костюм?

Моя мечта - издать каталог русской национальной праздничной одежды, сопровождая каждую фотографию выкройкой-чертежом и рекомендацией по технологии пошива. Недавно я и мои единомышленницы - подруги, коллеги по работе - показали коллекцию в Вологде, где проходил международный фестиваль «Голос ремесел». И надо было видеть глаза зрительниц, которые как бы примеривали на себя эти наряды.

В нашем городе, к сожалению, очень редко появляется возможность такого показа, а как хотелось бы, чтобы как можно больше петербуржцев, особенно молодежи, которые подчас и понятия не имеют о настоящем русском национальном костюме, получили о нем наглядное представление.

А пока «Весна» и «Метелица», «Осень» и «Василек», «Русь златоглавая» и «Утро» и многие другие хранятся в коробках и ждут, когда они снова смогут порадовать людей.

#русская одежда #история костюма #Марина Шаденкова

Комментарии