С неограниченными возможностями: история школьницы с ДЦП, рискнувшей быть как все

У Даши розово-зелено-голубоватые волосы, призовые места в танцах на колясках, палочка для ходьбы – и намерение совершить что-то вроде подвига: сдать русский и биологию в формате ЕГЭ. Даша Захарова – выпускница школы «Динамика» для детей с тяжелой и средней формой ДЦП.

С неограниченными возможностями: история школьницы с ДЦП, рискнувшей быть как все | Математикой Даша себя сильно не мучила: сдала в формате ГВЭ. ФОТО Анны ПЕНКИНОЙ

Математикой Даша себя сильно не мучила: сдала в формате ГВЭ. ФОТО Анны ПЕНКИНОЙ

Она имеет право на облегченную итоговую проверку, ГВЭ, Государственный выпускной экзамен. Но в этом году пять старшеклассников «Динамики» (это как никогда много) решили «сдавать, как все».

У директора «Динамики» Сании Поршневой и ее заместителя Александры Криштопиной голова кругом: мало того что своих надо подготовить к ЕГЭ – сама «Динамика» впервые стала площадкой его проведения. Раньше на «единый гос» решались один-два человека, которые могли сдавать экзамен в не своей (так положено), «неприспособленной» школе. До которой еще надо добраться. А потом взобраться на нужный этаж. На ходунках еще туда-сюда, а на коляске - исключено: здания школ в исторических районах – без лифта. И поскольку в этом году на ЕГЭ замахнулись пять выпускников «Динамики», эта школа (там пандусы, лифты и все, что положено) дебютирует в качестве площадки - и для своих, и для других детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Так... Лере нужна кушетка и специальный компьютер... Ване тоже нужен компьютер с залипающими клавишами... - перечисляет Александра Криштопина.

Лера сдает русский, историю, английский устно и письменно. Даша – русский и биологию. Леша – биологию. Костя – информатику. Ваня замахнулся на русский, математику базовую, математику профильную, информатику. Ну Ваня Бакаидов вообще звезда, про него писали СМИ: он создал программу-коммуникатор для людей с ограничениями речи. И ездил на Всемирный гуманитарный саммит ООН. Его, говорят, жаждет заполучить Университет ИТМО, кузница чемпионов мира по программированию, но парень в этом году не планирует поступать. И при этом набрал «полную корзину» ЕГЭ – из принципа: «Имею право». А кто-то сдает экзамен, заранее понимая, что баллов на вуз не наберет. Но хочет что-то себе доказать.

Даше Захаровой экзамен нужен для поступления:

– В вуз не возьмут просто с ГВЭ, пришлось бы дополнительные испытания проходить. А если сдавать ЕГЭ, то этого достаточно.

Детский церебральный паралич – это целый комплекс двигательных нарушений и, как правило, с чем-то «сопутствующим». У Даши «сопутствующее» – нарушение речи. Но она невозмутимо и бойко повторяет столько раз, сколько надо, чтобы вы поняли.

Она нацелилась на Университет физкультуры им. Лесгафта. На адаптивную физкультуру. Нужен русский, биология и, естественно, физкультура. Ей запросто можно задать бестактный вопрос: как она собирается эту физру сдавать (пока болтаем, палочка отставлена в сторону):

– Там будет тестовая часть, 60 вопросов. Например, из какой области площадки делают бросок в баскетболе. Ну и нормативы надо сдать. У меня ИПР, «индивидуальная программа развития», и комиссия будет решать, какие задания мне выполнить.

– Даш, а почему решили учиться адаптивной физкультуре?

– Вообще я люблю общаться с людьми. И помогать хочу. Буду работать, возможно, в реабилитационном центре, в коррекционных школах. Может, в хосписе детском.

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому для нее – сочинение:

– Я если задумаюсь сильно, такой бред могу написать! Могу перескочить на другую тему. Моя проблема в том, что я невнимательная и тороплюсь, мне надо все быстренько-быстренько.

По биологии у Даши еще и репетитор:

– Пока в биологии у меня больше ошибок, чем в русском. Я только недавно начала серьезно ею заниматься.

Минимальный порог по русскому – 36 баллов. Даша на тренировочных тестах набирает около 60. По биологии минимум – тоже 36, на пробном экзамене набрала больше 50 баллов.

«Экзаменационные» десятые и двенадцатые классы (в «Динамике» 12 классов) с ноября раз в неделю занимаются с психологом.

– Нас учат выстраивать ассоциации, карточки делаем для запоминания, - рассказывает Дарья. - И психолог нам все время напоминает, что ЕГЭ – это не вся жизнь. Что если не поступлю, то не умру. И все будет хорошо.

Решила так: не поступит – будет целый год ходить на курсы, чтобы опять попытаться. «У меня мама с высшим образованием. Правда, она сейчас не работает, как многодетная - это ведь тоже труд, и очень важный. Мама и подтолкнула меня сдавать ЕГЭ. Она в меня верит».

- Те ребята, кто выбрал формат ЕГЭ, действительно способны его сдать, – уверена Александра Криштопина. – Если честно, мы всеми силами сдерживаем, если видим, что ребенок не готов. Мы ведь с первого класса за детьми наблюдаем и реальные их возможности видим. И одно дело, если не получилось с экзаменами, которые не влияют на выдачу школьного аттестата – биология, история и т. д. Но русский и математика...

Спрашиваю: «Из школы страшновато уходить?».

Даша:

– Интересно! Двенадцать лет в школе была – хватит уже! Я получила знания, пора выходить на новый уровень.

Для нее главным воспоминанием будет ее класс. «Каким бы он ни был, я его люблю». В том смысле, что сдружиться им было затруднительно: то и дело кто-нибудь уходил на дистанционку.

– У нас, например, девочка одна мужественно терпела до 10-го класса, а в 11-м ушла на дистанционное обучение, – говорит Александра Криштопина. – Не может долго сидеть. Ей надо перерывы делать, прилечь...

Даша тоже уходила на дистанционное. После операции. Думала, ненадолго - оказалось, на три года.

– Даша, не в тему вопрос: учителя как на ваши разноцветные волосы реагируют?

– Это я прошлым летом захотела какого-то разнообразия. Маме сказала: «Хочу покрасить волосы». «Кончики?» – «Да, кончики». Пришла в салон, а мне говорят: «Кончики - это не круто. Надо все красить». Я говорю: «Ну давайте все». Но я думала, что к 1 сентября смоется – не смылось. Учителя одобрили. Только одна учительница сказала, что было бы лучше без этого. У нашего психолога Анастасии Анатольевны тоже такие розовые прядки... Вот ходишь и думаешь: какая же я клевая!

Потом, уже без Даши, Александра Вячеславовна говорила:

– Даша очень позитивная. Тут большая заслуга ее мамы. Даша знает, что она не такая, как все, но у нее отношение к жизни такое: да, я говорю вот так и хожу вот так, и если вы не хотите это принять – пожалуйста, можете со мной не общаться, я не обеднею.

У детей с ограничениями по здоровью все же есть «послабление» в ЕГЭ. Оно касается не содержательной части – просто дается дополнительное время. Например, на экзамене по русскому к четырем часам прибавляется еще полтора.

И есть квота на поступление в вуз.

Но если у «обычных» абитуриентов выбор – по три направления в пяти вузах, то у выпускников «Динамики» выбор совсем другого рода. Вуз – поближе к дому, потому что уже не будет школьного автобуса, который сейчас собирает учеников по всему городу. И здание желательно с лифтом для колясочников. И так далее. В прошлом году выпускник «Динамики», парень в коляске, поступил в Макаровку: он в компьютерах соображает. Говорят, однокурсники настояли, чтобы все занятия группы проходили на первом этаже.

- Кажется, будто у наших ребят поступить в вуз шансов больше, – говорит Александра Криштопина. – Но это если не учитывать, что у наших изначально и ограничений гораздо больше. И, к сожалению, после вуза работу им будет найти очень сложно... Но у Дашки-то все получится.

Материал был опубликован в газете под № 099 (6208) от 5.06.2018 под заголовком «Какая же я клевая!».


#дети #ДЦП #школа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6208) от 05.06.2018 под заголовком «Какая же я клевая!».


Комментарии