Как живется мастерам

Петербургские ювелиры Наталья и Татьяна ТАРАСОВЫ не раз побеждали в российских и международных конкурсах. Они лауреаты российской национальной премии в области дизайна «Виктория», а этом году победили в Гонконге на конкурсе International Jewellery Design Excellence Award в номинации «Инновационность и уникальность дизайна». В XX веке стало актуальным понимание уникальности как роскоши. Оригинальный дизайн и фантазия художника порой ценятся дороже, чем материалы, будь то золото и бриллианты. Кольцо, которое принесло сестрам Тарасовым победу в престижном конкурсе, сделано из... бумаги.
Работы сестер Тарасовых находятся в собрании Государственного Эрмитажа и Музее современного ювелирного искусства города Пфорцхайма в Германии. Сестры побывали в гостях у нашей газеты и рассказали о том, как живется ювелирам.

Как живется мастерам | Глядя на эти украшения, никогда не подумаешь, что они сделаны из бумаги! ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Глядя на эти украшения, никогда не подумаешь, что они сделаны из бумаги! ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Где можно увидеть и купить авторские украшения современных ювелиров? Ведь в последнее время проводится не так много ювелирных выставок.

Татьяна ТАРАСОВА: - Сказывается кризис. Художественные выставки современных ювелиров в музеях или галереях практически не проводят. Спонсоров найти сложно, а многие художники (например, пенсионеры) не могут себе позволить большие финансовые затраты на участие в таких проектах. Это печально, так как люди, которые долгие годы успешно работали, оказываются незаслуженно забытыми в своей стране.

Сложно участвовать и в выставках-продажах, место стоит дорого и не всегда окупается. Да и самих коммерческих выставок не так много, иной раз мастерам приходится годами стоять в очереди, чтобы попасть в число участников. Продажи ювелирных изделий сократились - в кризис люди экономят на всем. И ищущий недорогие традиционные украшения.

- Возраст клиентов имеет значение?

Наталья ТАРАСОВА: - Конечно. Молодежь не будет покупать авторские вещи. У нас клиенты - от 40 лет и выше, это люди, которые воспитывались еще в советские времена, привыкли к украшениям из поделочных камней и умеют красиво носить их. У молодежи другие потребности, другой стиль в одежде, следовательно, и в украшениях.

- Возможно, помогла бы галерея ювелирного искусства, куда приходили бы люди, чтобы ознакомиться с новыми тенденциями и выбрать украшение?

Н. Т.: - Здесь много сложностей, которые часто оказываются непреодолимыми. Существует, например, пробирная инспекция, которая регулирует оборот драгметаллов, и получить разрешение на работу и продажу ювелирных украшений частному лицу очень и очень непросто. Это раньше члены Союза художников просто вставали на учет в пробирную инспекцию, не создавая юридическое лицо. А сейчас необходимо открыть индивидуальное предприятие, зарегистрировать его и организовать учет, что для основной массы художников практически невозможно ввиду отсутствия юридических и экономических знаний.

Еще одна проблема: найти место сбыта. Мы были в Австралии, там существуют галереи ювелирного искусства, у них есть круг клиентов и круг художников, которых они сводят друг с другом. У нас таких связок нет. Наши галереи редко имеют разрешение на продажу драгметаллов и мало заботятся о продвижении современных отечественных авторов.

- Кто же покупает уникальные вещи, где главное дизайн, фантазия, а не стоимость материала?

Т. Т.: - Обычно покупают коллекционеры, музеи, ведь у нас практически все изделия не «носибельные», они как мини-скульптуры.

Если же говорить об уникальных вещах, которые можно носить, то найти клиентов очень сложно. У нас нет культуры потребления индивидуальных вещей, нет и воспитания потенциальных покупателей.

Для того чтобы люди купили довольно дорогую вещь из недорогих материалов, нужен эксперт (искусствовед), который объяснил бы им, в чем заключается ее ценность. У нас обеспеченные люди чаще предпочитают купить вещь из драгоценных металлов с драгоценными камнями, рассматривая ее не только как украшение, но и как инвестицию.

- Расскажите, пожалуйста, о выставке в Гонконге, где вы победили в конкурсе.

Т. Т.: - Для того чтобы туда попасть, нужно сначала пройти предварительный этап - победить в любом конкурсе в своей стране. Если работу отметят, следует послать фотографии вместе с дипломом в местное жюри конкурса в России. Каждая страна выбирает из всех претендентов десять лучших, которые отправляются в Гонконг. И уже там жюри выбирает из всех работ, присланных разными странами, восемь лучших. Очень красивая церемония награждения - с манекенщицами, оперными певцами.

Для нас это был интересный опыт, прежде мы никогда не участвовали в таком крупном международном конкурсе. И были приятно удивлены, что так высоко оценили нашу работу, выделив кольцо из бумаги за оригинальный подход и интересный дизайн. Ведь представлены там были в основном ювелирные изделия из классических материалов: золото, бриллианты, изумруды, сапфиры. Мы совсем другие по стилю.

- Посмотрев выставку, вы можете выделить какие-то тенденции в современном ювелирном искусстве?

Т. Т.: - Выставка, в формате которой проводился конкурс, промышленная. Так что с точки зрения дизайна нас ничего не поразило, все вполне традиционно. Поразили масштабы: залы такие огромные, что на осмотр одного можно потратить целый день. Еще - драгоценные камни совершенно сумасшедшие по размерам и красоте: бриллианты, изумруды, сапфиры.

Если же говорить о тенденциях, то никаких изменений мы не заметили. В основном так называемые инвестиционные украшения, которые покупают ради престижа, с целью показать уровень состоятельности человека. Не было авангарда, концептуального искусства, которое развивается, скорее, в Северной Европе и Скандинавии. В Гонконге же преимущественно восточный стиль.

- Национальные традиции в ювелирном искусстве еще существуют?

Н. Т.: - В основном в назначении изделий. В Гонконге были представлены индийские украшения, связанные со свадебными ритуалами, - там, например, принято дарить матери невесты большое золотое колье. Выделялись только итальянцы, у них свой стиль, они узнаваемы. Там очень высок уровень дизайна даже в промышленных вещах, развиты технологии.

Возможно, такой застой в ювелирном искусстве объясняется тем, что нет пока фундаментальных изменений в науке, нет технологических новаций. Материалы используются традиционные, а нетрадиционные не приживаются в умах, потому что люди не понимают ценность украшения из бумаги или дерева, каким бы оно ни было новаторским по дизайну.

- Как сделано ваше кольцо из бумаги?

Т. Т.: - Это обычная цветная бумага, гофрированная и собранная слоями, а потом пропитанная холодной эмалью.

- А вы можете перевести эти инновационные модели в серию, сделать вариант, который можно носить?

Н. Т.: - Можем, но пока нам интереснее работать с проектами, которые привлекают к себе внимание, - они концептуальные, эпатажные, для выставок, музеев. Они не будут дешевыми. И мы опять упираемся в стереотипы восприятия, непонимание, что есть цена изделия и есть ценность изделия, которая определяется уникальностью, мастерством художника, узнаваемостью.

Нам кажется, что ювелирное искусство начнет развиваться, если наша новая элита начнет себя осознавать как источник формирования вкуса, заниматься коллекционированием, вкладывать деньги в своих художников.

- Организации, которые помогают маленьким фирмам, поддерживают малое предпринимательство, не проявляют к вам интереса?

Н. Т.: - К сожалению, к ювелирам эта поддержка не относится. Опять же из-за материалов, с которыми они работают и которые подлежат контролю и учету со стороны государства. Например, с прошлого года изменился порядок клеймения изделий, теперь художники-ювелиры обязаны создавать юридическое лицо или ИП.

Возможно, задачу поддержки могли бы взять на себя творческие союзы, которые взаимодействовали бы с госорганами, контролирующими этот бизнес. Например, организовать государственные предприятия, которые могли бы брать у мастеров изделия на реализацию, вели бы отчетность, пробировали, ставили клейма. В Союзе художников много ювелиров, но они все разрознены.

Жаль, потому что многие художники просто уходят из профессии, не чувствуя свою нужность. Государство нас не поддерживает, считает, что сами выплывем, нет программы поддержки ювелирного бизнеса, хотя даже в Таиланде она есть.

Т. Т.: - Мы не просим у государства денег. Нам нужна поддержка, правовые возможности, информация. В советские времена было очень сложно вступить в Союз художников, но, вступив, ты получал мастерские, госзаказы, выставки. А сегодня мы можем позволить себе роскошь заниматься творчеством только потому, что у нас есть предприятие, где мы делаем украшения на продажу. Оно появилось тогда, когда в нашем доме последнюю серебряную ложку переплавили на выставочные работы.

#ювелиры #Тарасовы #дизайн

Комментарии