Осада «Кедра». Как тосненское садоводство угодило в транспортную «блокаду»
К крохотному железнодорожному переезду - узкой грунтовой дороге, пересекающей рельсы, - подогнали экскаватор и перекопали переезд. Случилось это 8 мая.
Фото: MabelAmber/Pixabay
Период между праздниками, как известно, - глухое время для беготни по инстанциям и написания петиций. Вот и садоводы СНТ «Кедр», лишившиеся дороги, ничего не смогли сделать. Попытались было вступить в переговоры с работниками железной дороги, но безуспешно. Не становиться же живой цепью на пути бульдозера (хотя у некоторых и появилась такая мысль)! Железнодорожники сделали свое дело и отбыли, отрезав садоводов от мира.
«Кедр» - маленькое СНТ, возникшее в середине 90-х годов ушедшего века в болотистой местности в нескольких километрах от поселка Шапки. Постановлением администрации Тосненского района садоводству выделили 12,5 га в постоянное и бессрочное пользование. Просьба о земле исходила от начальства ОПЧ-10 (подразделение РЖД «Санкт-Петербургская - Московская»), которое тем самым решило благородную задачу: обеспечило участками своих работников.
Для своих сделали также грунтовку в сотню метров: от трассы Кемполово - Выра - Тосно - Шапки через железнодорожную ветку Тосно - Шапки и - в «Кедр».
Прошло десять лет. Естественным образом садоводство перестало быть исключительно железнодорожным: «дачная амнистия», приватизация, продажа участков, дарение и передача по наследству сделали свое дело. Поэтому или по какой другой причине в 2006 году ОПЧ-10 отказалась от постоянного и бессрочного пользования земельным участком. Собственно, для садоводов это ничего не значило: к тому времени все 98 участков находились уже в частной собственности. Однако одновременно с отказом от земли железнодорожники признали нецелесообразным и существование грунтовки с переездом. В самом деле, если она не нужна им, стало быть, она не нужна никому. И спор здесь неуместен.
Садоводы попытались было поспорить. Собрали документы об официальности своего статуса. Выкопали даже архивные справки от ГИБДД, разрешающие сделать грунтовое ответвление от автотрассы. Написали тонны писем, в которых приводили все мыслимые аргументы - от строк Конституции до местечковых правил содержания переездов. То казалось, что понимание достигнуто, то ситуация опять откатывалась до стадии «нам не нужно - никому не нужно».
- И наши предшественники (предыдущий состав правления), и мы, кажется, рассмотрели все возможные варианты, - рассказала председатель «Кедра» Наталья Клинушкова. - Построить собственную дорогу от Шапок или от ближайшей деревни Нурмы - около 5 километров? Не по карману. Но главное даже не это. Вокруг территория лесничества - федеральные леса. Получить разрешение в лесном ведомстве... Эх! Что там говорить!..
На самом переезде тем временем шла ленивая, лишь изредка обострявшаяся война. Время от времени
ОПЧ-10 перекрывала дорогу к «Кедру» железобетонными блоками. Мужики из садоводства чертыхались и всем миром устраняли препятствия. Через год все повторялось... В целом жили спокойно. И искали юридический выход. Самым реальным и естественным сочли - придать переезду официальный статус.
«Какому переезду? - удивлялись в железнодорожном ведомстве. - Нету там никакого переезда».
«Ну хорошо-хорошо. Пусть нет. Что нужно сделать, чтобы его построить?» - миролюбиво спрашивали садоводы.
«Нужно, чтобы об этом попросила администрация Тосненского района. И приложила бы технико-экономическое обоснование. И потом оплатила бы строительство... Если РЖД разрешит», - был ответ.
Тосненская администрация просила... примерно шесть лет. Обоснование составили. А железобетонные блоки продолжали появляться... и пропадать.
«Мы и сами могли бы скинуться (если это не заоблачно) и выполнить условия строительства переездов, - отмечает Наталья Клинушкова. - Но нам почему-то никто не хочет или не может сказать, как это сделать правильно».
В какой-то момент все участники процесса потеряли нить: на какой стадии переговоров они находятся и каким должен быть следующий шаг. Похоже, что и в ОПЧ-10 не знали, в какую сторону надлежит двигаться. Или не желали думать. Ведь с 2006 года проникновение на территорию садоводства перестало быть его проблемой.
В середине минувшего года Минтранс России издал приказ № 237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов». Все, что не соответствует высоким требованиям, должно быть закрыто. И все тут! Ни тосненская администрация, ни тем более 98 садоводов не смогут выполнить требования к высокотехнологичному современному переезду. А сама железная дорога строить его тем более не намерена, потому что по пути Тосно - Шапки в сутки проходит... шесть поездов: три - туда и три - обратно. Кому в РЖД придет в голову тратиться на эдакую мелочь?
Ныне ситуация такова. Садоводы доезжают до своего 15-го километра автодороги между Тосно и Шапками, оставляют машину на обочине и тащатся со своим скарбом... через несуществующий переезд, срытый ради их же безопасности. Иного пути у них нет!
Между тем на них уже косо посматривает ГИБДД: это с какой стати незаконная парковка? Кто разрешил? Прекратить нарушать! Похоже, недалек тот день, когда у разоренной грунтовки будет постоянно дежурить сотрудник дорожной инспекции с пачкой бланков-протоколов о наложении административного взыскания за нарушение правил.
Охотники на волка ставят красные флажки, чтобы зверю некуда было бежать. Полководец на войне окружает противника, чтобы уничтожить его. «Кедр» тоже в кольце. И не знает, как из него выходить. Никому не хочется ломать голову, правилами это не предусмотрено.
Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Как жить, не нарушая правил?».
Комментарии