Как закончится история сообщества «Отжатый шмот»?

Следственный комитет наконец завершил проверку по инциденту, в котором участвовали ученики одной из школ Красносельского района.

Как закончится история сообщества «Отжатый шмот»? | Рисунок Вячеслава Шилова

Рисунок Вячеслава Шилова

Те самые, которые организовали в соцсети сообщество «Отжатый шмот», грабили и избивали сверстников. По той причине, что те не могли «пояснить за шмот» - оправдаться, почему носят ту или иную одежду. СК в возбуждении уголовного дела отказал - как и следовало ожидать: «идеологические» грабители не достигли возраста, с которого уголовная ответственность за подобные деяния наступает. Зато прокуратура планирует принять «меры прокурорского реагирования». Почему-то к школе...

Некоторые коллеги из числа психологов всерьез заговорили о том, что «мы столкнулись с новой субкультурой». Их я понять могу: было бы классно получить некоторое финансирование для изучения вопроса - а не рождают ли соцсети какую-нибудь (кроме появления того, что и так нам известно) особую субкультуру? В конце концов, занятие наукой это, по выражению П. Л. Капицы, «удовлетворение личного любопытства за государственный счет».

Нет, коллеги, не в этот раз. Придется просто вспомнить две давно уже известные в психологии стандартные возрастные подростковые реакции. «Реакцию эмансипации», освобождение от влияния взрослых. И «реакцию группирования», когда подросшие дети группируются по своим, не всегда понятным нам, интересам и в основном общаются между собой.

Группирование это происходит по двум моделям. Модель первая - группы с мягкой структурой, когда собираются по признаку познавательного или коммуникативного интереса: юные фотографы - возле фотостудии, футболисты - у спортивной площадки, любители потрепаться - на лавочке. Теперь «лавочка» переместилась в Интернет (чаты, форумы) и, в частности, в соцсети, тем более что у подростков появились интересы, связанные с возможностями электронного мира, те же электронные игры. И геймеры тоже группируются на основе своих предпочтений: одним нравится одна игра, другим - другая.

В этих группах происходит своя групповая динамика, распределяются роли, образуется некое подобие иерархии. Но динамика определяется реальными заслугами: у футболистов самый уважаемый тот, кто забивает больше голов, у геймеров - тот, кто в игре захватил «меч всевластия» и заслужил титул Магистр Щита.

Есть у групп с мягкой структурой два интересных признака. Во-первых, всегда можно, коли потерян интерес, группу покинуть. Во-вторых, правила группы распространяются только на ее членов и только на тот период, когда происходит само групповое взаимодействие.

Но есть группы, образовавшиеся по второй схеме, - группы с жесткой структурой, или, как формулируют зарубежные ученые, «молодежные банды». Они тоже во многом переместились в соцсети.

У тех, кто собирается в эти группы, нет активного познавательного интереса. И полностью отсутствует трудолюбие. Это чтобы стать уважаемым футболистом, надо часами «стучать» по мячу, а в группы с жесткой структурой собираются те, кто хочет все (уважение, авторитет, власть) - и сразу.

Отличительные черты этих групп - четкая внутренняя иерархия, зависящая не от таланта и умений, а только от верности некоей «идеологии». И правила - причем они устанавливаются не только для членов группы, но и для всех, кто появляется на территории, которую они считают своей. А главное - просто так группу с жесткой структурой не покинешь. Может последовать кара.

Естественно, постепенно идеология группы становится средством получения материальной выгоды. И нет ничего нового в том, что некоторое количество учеников одной школы оказались членами группы с жесткой структурой и совершали противоправные действия - грабили и избивали. Что интересно, эта группа с самого начала не скрывала корыстных интересов, о чем говорит само название «Отжатый шмот».

Но... за что школе обещают «меры прокурорского реагирования» - мне абсолютно непонятно. Естественная подростковая реакция группирования не повод привлечь к ответственности педагогов. А криминальный стиль действий группы - это зона ответственности правоохранительных органов.

Повторю, это субкультура не нова. Но вот ее сближение с одной из других известных субкультур, уголовной, очевидно.

Дело вовсе не в том, что члены группы совершали деяния, имеющие все признаки уголовного преступления, но таковым не являющиеся по малолетству деятелей. Дело именно в образе действия. Любой контакт с потенциальными жертвами у членов группы начинался с требования: «Обоснуй за шмот». Потенциальная жертва непонятно с какого дуба должна была объяснить, почему одета так или иначе. Если вещь фирменная, жертве объяснялось, что она на такое не имеет права. Если китайская подделка - жертву следовало наказать за «понтярство». Все это очень напоминает уголовные «примочки» и «подлянки», когда «лох» заранее ставится в ситуацию, когда он «обязан».

Откуда детишки этого нахватались (если не учитывать многочисленных уголовных сериалов), следует разбираться. Но разбираться - правоохранительным органам. Не исключено, что рядом с кем-то из школьников обосновался распространитель такой вот «блатной» мифологии.

Но это предмет отдельного разговора. А сейчас нас должно беспокоить то, что деятельность молодежной банды на пришкольной территории продолжалась, пока одна из мам не подняла тревогу. Вопрос: о чем думали родители других потерпевших? Для них нормально, что на их детей охотится банда? Это вписывается в их картину мира, когда тупой и наглый требует от других исполнения придуманных им «правил»?

Мировой опыт показывает, что бесчинства молодежной банды, действующей на определенной территории, могут прекратить либо жесткие действия правоохранителей (как видим, не наш случай), либо более сильная группировка (чего тоже не случилось - защитников, даже из числа родителей, не нашлось).

Конечно, школа в этой ситуации - вовсе не белая и пушистая. По опыту знаю: прежде чем сбиться в банду, персонажи, не имеющие нормальных интересов, успевают проявить себя в школе - плохая успеваемость, мелкие кражи, вымогательство у одноклассников, акты насилия. И педагогам следовало бы документировать каждый подобный факт и передавать материалы компетентным органам, а не самим учинять дознание.

Пора бы понять, что, если ученик не принес сменную обувь или опоздал на урок (т. е. нарушил правила внутреннего распорядка), это компетенция школы. Если он украл, избил кого-то (т. е. совершил деяние, имеющее признаки преступления) - это для правоохранителей. Там и разберутся в причинах: безнадзорность, неблагополучие семьи или где-то рядом обосновался некий криминальный «наставник».

А не захотят разбираться - вот тогда прокуратура примет «меры прокурорского реагирования». Вот тогда они будут обоснованными.

Пока же выводы из этого конкретного дела такие. Усвоим, уважаемые родители: в любой момент у вас под самым носом может сформироваться молодежная банда. Строить планы она будет не в грязной подворотне, а в продвинутом электронном пространстве. И в любое время и в любом месте ваших детей (и даже вас) стая малолетних бандюков может оскорбить, ограбить или покалечить. И надо понимать, что ничего им за это не будет.

Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Чего такой нарядный?».

#дети #насилие #школа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.


Комментарии