С небес - в тюрьму? «Черные списки» на авиатранспорте станут реальностью

С 4 июня 2018 года у любителей покуражиться во время полета начинаются тяжелые времена: в этот день вступает в силу федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», на основании которого авиаперевозчики получают право вносить дебоширов в «черные списки» и отказывать им в услуге.

С небес - в тюрьму? «Черные списки» на авиатранспорте станут реальностью | Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Увы, но оснований для появления таких перечней предостаточно: только «Аэрофлот» зафиксировал в последние 10 лет свыше 3 тыс. случаев хулиганства на борту лайнеров. Причем в ряде из них дебоширы явно угрожали безопасности полета и пассажиров, а в некоторых самолеты компании были вынуждены совершать непредусмотренную расписанием посадку. Однако, после того как проблема была рассмотрена на высшем уровне, появились законодательные основы для появления «черных списков».

С 4 июня основанием для внесения пассажира в такой документ являются невыполнение им распоряжений командира воздушного судна (ч. 6 ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях), хулиганство на борту (ст. 213 Уголовного кодекса РФ) и совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета (ст. 267.1 УК РФ). «Создан реальный правовой механизм, который позволит авиаотрасли вести бескомпромиссную борьбу с любыми случаями деструктивного поведения пассажиров вне зависимости от их социального статуса и положения, - считает заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров. - Возможность вносить авиадебоширов в «черные списки» и отказывать им в перевозке сократит количество инцидентов на борту и обеспечит законное право пассажиров на безопасный и комфортный полет». При этом для пассажира попадание в такой перечень означает вполне законный отказ в перевозке на всех рейсах компании в течение года.

Стоит добавить, что внесение в «черные списки» не единственный способ борьбы с авиадебоширами. Поскольку, к примеру, хулиганство на борту и совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета, подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса, за подобные выкрутасы вполне можно схлопотать и реальный тюремный срок. Не говоря уже про необходимость материального возмещения затрат перевозчика, если он был вынужден осуществить непредусмотренную посадку лайнера. И если в России такая практика только нарабатывается, за кордоном хулиганов уже давно бьют как по карману, так и уголовным преследованием.

В частности, совсем недавно суд обязал туриста из канадского Квебека выплатить одному из авиаперевозчиков $17,5 тыс. за дебош в самолете, следовавшем из Монреаля на Кубу. Во время полета на отдых путешественник повел себя неадекватно, нападал на пассажиров и персонал, угрожая им расправой. В результате пилоты развернули самолет и вернулись в Монреаль, где дебошира сначала доставили в полицию, а затем и в тюрьму. И хотя после предъявления обвинения он раскаялся и признал вину, по решению суда в течение 3 лет будет выплачивать компенсацию перевозчику, а судимость с него снимут только после истечения трехлетнего испытательного срока. 

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Как с небес не слететь в тюрьму».

#Самолеты #авиатранспорт #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.


Комментарии