Как мог бы выглядеть Спас-на-Крови?

Каким мог бы стать облик города, если бы архитектурные проекты прошлого были бы в точности воплощены в жизнь? Или здания на протяжении веков сохраняли бы свой первоначальный облик? Какие проекты были задуманы, но так и не осуществлены и почему? Ответы на эти и другие вопросы - на выставке «От историзма к конструктивизму», открывшейся в городском архивном комитете (Таврическая ул., 39).

Как мог бы выглядеть Спас-на-Крови? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Материалы шести петербургских архивов, представленные в экспозиции, рассказывают о том, как начиная со второй половины XIX века в нашем городе последовательно сменяли друг друга господствовавшие архитектурные стили. Все они были общемировыми, но каждый из них обладал своей петербургской (а потом и ленинградской) спецификой. Именно архивные документы свидетельствуют о том, какова была первоначальная задумка архитектора.

К примеру, здание Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской, 38 (ныне там Союз художников), было украшено статуей «Торжество гения». Ее изображение есть и на чертежах, и на дореволюционных снимках. А сейчас ее нет. Почему бы не восстановить?

Любопытно, как мог бы выглядеть Спас-на-Крови. На выставке показаны проекты, поданные на открытый конкурс. Немало вариаций было на тему константинопольской Святой Софии, воплотившихся спустя некоторое время в облике Кронштадтского Морского собора...

Для иллюстрации каждого архитектурного стиля специалисты подобрали несколько ярких, но не самых известных зданий. К примеру, эклектику замечательно представляет доходный дом на Кирочной ул., 32 - 34, принадлежавший городскому голове Ратькову-Рожнову. Здание с огромной аркой — своего рода элитный жилой комплекс прошлого времени. Квартиры огромные, жильцы непростые... Согласно ведомости о доходах с дома, князь Мещерский и вице-адмирал Гирс занимали по десять комнат, вдова статского советника Кубасова - шесть... И тут же рядом Пель, студент Института гражданских инженеров, шесть комнат. Интересно, он-то на какие средства? Родителей?..

Для представления модерна архивисты использовали чертежи и фотографии особняка Кшесинской у Троицкой площади, дачи Гаусвальд на Каменном острове, кооперативного дома Каменноостровского товарищества для устройства постоянных квартир, что на Аптекарском острове... Рядом - изображения гостиницы «Астория» вскоре после ее постройки. В ту пору искусствовед Георгий Лукомский, ревнитель классицистического облика северной столицы, считал это здание едва ли не позором города...

Особенно впечатляющи проекты зданий в стиле конструктивизма. Они резко контрастируют с тем обликом, в котором эти сооружения зачастую пребывают сегодня. К примеру, строгий лаконичный фасад ДК Ленсовета уже почти не разглядеть за мешаниной налепленной на него рекламы.

- Нехитрая истина: политические веяния кардинальным образом влияют на архитектуру, - подчеркивает главный специалист архивного комитета Анастасия Конохова. - Советской власти требовались совершенно новая архитектура и новые подходы к строительству. Исходя из того, что люди должны были жить коллективно, питаться и проводить досуг сообща, появлялись и новые типы зданий: дома-коммуны, фабрики-кухни, дома культуры. Административные здания того времени тоже стали ярким символом эпохи. Например, Московский и Кировский райсоветы, Большой дом на Литейном.

Еще один яркий образец, первый жилой дом Ленсовета на набережной Карповки, - творение архитектурного дуэта Евгения Левинсона и Ивана Фомина.

- Сооружение весьма показательное для своего времени, - поясняет ведущий архивист Центрального государственного архива литературы и искусства Анжелика Химичева. - Несмотря на то что власть провозглашала равенство, никто особенно не скрывал, что это дом для партийной элиты города. И в нем - многокомнатные квартиры со всеми новшествами, встроенной мебелью (тогда это была практически революция в интерьерном дизайне). Некоторые апартаменты двухэтажные, с дубовыми лестницами. Все бытовые услуги и культурный досуг - не выходя за стены дома: своя прачечная, парикмахерская, магазин, клуб и даже концертный зал. А вот теннисные корты на крыше остались лишь в проекте...

В середине 1930-х годов, когда государство отказалось от курса на мировую революцию в пользу идеологии «осажденной крепости», архитектура отозвалась отказом от конструктивизма с его вольницей новых форм. Причем некоторые сооружения в нашем городе, которые начинали возводить в стиле конструктивизма, достроили уже в образе сталинской неоклассики.

Именно так случилось с огромным зданием на Петровской набережной между Домиком царя и Нахимовским училищем. Его начинали строить в начале 1930-х годов для гостиницы «Интурист». Кстати, авторами тоже были Левинсон и Фомин. Через лет пять стало ясно: средств не хватает, от графика отстали. Недострой перешел в ведение наркомата Военно-морского флота СССР, и деньги тут же нашлись: тут планировали разместить научно-исследовательский минно-торпедный институт. Однако и он сюда не въехал. В итоге получился жилой дом для военной элиты, который в городе прозвали «домом военморов».

...Интересно, что скажут потомки о нашем времени? По каким постройкам они будут судить о нас? По «Зенит-арене» и башне в Лахте?

#архитектура #город #выставка

Комментарии