Как марданят грифонов
Знаменитым крылатым львам с Банковского моста, которым в будущем году исполнится 190 лет, потребовалось серьезное стационарное лечение. Докторами выступают реставраторы из мастерской «Наследие».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Пешеходный Банковский мост через канал Грибоедова напротив здания Ассигнационного банка построен в 1825 - 1826 годах по проекту инженера Вильгельма фон Треттера. Крылатые сидящие львы, они же - грифоны, высотой 2,85 метра отлиты из чугуна в 1828 году по модели скульптора Павла Соколова на Александровском чугунолитейном заводе.
В январе все четыре льва покинули свое штатное место. Их аккуратно разобрали: каждая фигура состоит из шести фрагментов - две основных половины (каждая по 800 кг), по два вкладыша на передних ногах и на груди. Такая сложная конструкция вызвана тем, что внутри каждого грифона спрятана треугольная ферма, держащая вантовую конструкцию моста. От ферм через пустотелые пьедесталы стальная тяга уходит в берег на глубину пять метров.
Внутрь скульптур через отверстия в швах люди, верящие в магическую силу крылатых львов, варварски заталкивают посторонние предметы. Были найдены многочисленные современные российские монеты всех достоинств, одна 100-рублевая купюра, несколько белорусских «ассигнаций», а также множество записок. Кроме «денежного клада» и записок реставраторы обнаружили магнит на веревке (кто-то пытался достать монеты) и крышку от довольно большого медного чайника, изготовленную, скорее всего, до 1917 года.
Как сообщил нам реставратор Сергей Хрусталев, за полгода расчищены от коррозии внешние и внутренние поверхности чугунных половинок львов, проведено восемь видов дефектоскопии, залечены все повреждения. В том числе проведена «стоматология» - львам потребовалось пломбировать зубы.
Половинки львов покрыли тремя слоями полиуретановой краски, каждый несколько отличается по своему составу. Финишный слой нанесут после сборки львов на мосту, когда будет достигнута полная герметичность и еще раз обработаны швы. В итоге получится цвет, близкий к патинированной бронзе, он темнее прежнего, но отвечает историческим документам.
После нескольких совещаний экспертов принято решение вернуться к авторской схеме крепления половинок львов без использования сварки. Для этого потребовалось воссоздать весь крепеж - кованые непрямые штифты с расчеканенными шляпками диаметром 28 мм с резьбой и гайками к ним. Проведены пробные сборки львов.
Отдельная статья реставрации - фонари, которые крепятся на головах львов. Архитекторы из мастерской «Наследие» разыскали старые снимки Банковского моста, на которых видны авторские фонари. Они имеют более шарообразную форму, чем существующие. Фонарям вернут первоначальный вид, они будут открываться для замены светоэлементов, но герметично запираться, чтобы в колпаки не попадала влага. Чугунные несущие конструкции фонарей придется заменить, оригинальные элементы вместе с записочками пополнят фонды Музея городской скульптуры, который ведает всей исторической монументальной пластикой.
...После осмотра львов идем в святая святых мастерской - цех, где реставрируют крылья, именно благодаря им львы и весь Банковский мост стали одним из символов Петербурга.
Здесь, лучше всего сказать, священнодействуют Инна Старкова, художник, позолотчик, и ее коллеги.
Завершена реставрация, избавившая от трещин и разрывов все восемь медно-выколотных крыльев. Три сверкают розоватым металлом, на остальные наносится первый слой грунта. Причем от последней расчистки до нанесения краски не должно пройти более трех часов.
«После того как нанесем первый слой, никого из посторонних сюда пускать не будем, - поясняет Старкова, - каждый день требуется влажная уборка и пылесос, никакой пыли быть не должно».
Реставраторы используют свинцовый сурик на натуральной льняной олифе: старый рецепт - самый надежный. Краска наносится кистями, рука реставратора лучше чувствует материал, кладет слой ровнее, чем любой распылитель.
На крылья будут нанесены два слоя этого грунта, после чего еще два слоя масляного лака с «кроном» - это сурик, но желтый. Затем - еще два слоя лака, но без «крона». Поверхность львиного тела должна быть гладкой как зеркало. Итого шесть слоев, каждый должен сохнуть неделю при комнатной температуре и нормальной влажности...
Наконец, две самые ответственные операции. Первая - натирка лаком «мардан», на профессиональном сленге эта операция называется «марданить». Лак втирается долго, он размягчает предыдущий масляный слой, чтобы появился нужный «отлип», на который будет наноситься сусальное золото - это вторая самая важная операция. «Вечером марданим, утром золотим, - поясняет Старкова. - Если лак пересохнет, то золото не будет прилипать, если недосохнет, то будет «болото», золото будет тонуть. Поймать нужный момент - это наше мастерство».
Крылья будут надеты на специальные штифты, каждое закрепляется на пять болтов с гайками, которые тоже золотятся сначала в мастерской, а потом доводятся на месте, после установки львов.
...Рассказываем о реставрации крыльев подробно, чтобы стало понятно, как сложно устранять последствия соскабливания золота вандалами. Предыдущее золочение было сделано в 2009 году, не прошло и десяти лет, как потребовалось новое.
Горожан интересуют сроки возвращения крылатых львов на Банковский мост. Отвечая на наш вопрос, председатель КГИОП Сергей Макаров назвал июнь 2018 года. До этого времени должна быть проведена реставрация самого моста, сейчас готовится проект.
Практика показала, что осадка берега пагубно влияет на состояние моста и, как прямое следствие, на здоровье крылатых львов. Поэтому в ходе ремонта моста придется укреплять берег канала Грибоедова.
Комментарии