К вопросу о скелетах в шкафу КИО

Неизвестно, есть ли смысл сегодня, когда вице-губернатор Албин больше не планирует отвечать за городское жилищно-коммунальное хозяйство, рассказывать о последнем заседании общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Игоре Албине. Придет новый вице. А с ним – и новые советы, новые решения, новые направления.

К вопросу о скелетах в шкафу КИО | ФОТО PILart/shutterstock.com

ФОТО PILart/shutterstock.com

Впрочем, какому бы направлению ни отдал предпочтение Николай Бондаренко (именно он, похоже, займется жилищно-коммунальными делами), ему придется столкнуться с проблемами, которые обсуждались на этом совете. Общественники не дадут забыть о них.

Речь шла, как и на предыдущем заседании совета, про общедолевое имущество в жилых домах: про подвалы, чердаки, колясочные и даже лестничные площадки, которые город продал или передал в аренду бизнесу. Тем самым сильно осложнив жизнь собственникам жилья и управляющим компаниям, окончательно запутав расчеты расхода и оплаты коммунальных услуг. Во многих домах сегодня крайне затруднительно стало добраться до подвальных коммуникаций: новые владельцы просто-напросто не пускают коммунальщиков к стоякам и вентилям.

Около двух месяцев назад – не без повеления Албина – КИО (комитет имущественных отношений, бывший КУГИ) начал инвентаризацию помещений, записанных в реестр собственности города, которые имеют «признаки общего имущества дома». И вот заместитель председателя комитета Марина Янкина доложила общественности о результатах этого титанического труда.

За месяц выявлено две тысячи помещений, которые числятся в реестре собственности города, но при этом имеют все признаки общего имущества. Больше всего таких помещений найдено, разумеется, в Центральном районе – 215. Далее – по нисходящей: в Кировском (144), Петроградском (134), Калининском (136). Правда, сама по себе расстановка районов по местам говорит лишь об одном: где-то спорные помещения реально искали и обследовали, а где-то – делали вид, что ищут. По данным Янкиной, ныне продолжается обследование еще 905 помещений.

277 объектов исключены из реестра городской собственности. Подготовлены пакеты документов еще на 1314 объектов, которым КИО намерен вернуть статус общего имущества.

– Но и самим собственникам необходимо быть активнее, – отметила Янкина. – Мы получили обращения лишь по девяти объектам недвижимости. Между тем в городе принято и действует распоряжение 10-р, в котором прописаны условия исключения нежилых помещений из реестра городской собственности. А желающих подать заявления нет...

В качестве доказательств доброй воли КИО, который планирует и дальше заниматься инвентаризацией чердаков, подвалов и прочих спорных помещений, Янкина объявила, что несколько дней назад сняты с торгов три подвала жилых зданий, которые изначально планировалось передать бизнесу. К тому же, по ее словам, комитет сейчас готовит документ (решение, приказ или распоряжение), который гарантировал бы, что впредь подобные объекты вообще не будут продаваться...

Общественники и до того не скрывали скептического отношения к отчету представителя КИО. А после слов о гарантиях принялись один за другим выкладывать собственные факты. Показательную подборку привела лидер совета ТСЖ Петроградского района Наталия Николаева:

– Прямо сейчас Фонд имущества по распоряжению КУГИ выставил на торги несколько явно общедолевых помещений. Наличная улица, 18, – 53 квадратных метра в подвале, где к тому же кто-то живет. 6-я Красноармейская, 23, – подвал с общедомовым узлом учета воды. 16-я линия, дом 27, – подвал с коммуникациями. Улица Профессора Попова, 41/5, – каморка 14 квадратных метров на первом этаже без отдельного выхода. Явно колясочная. И так далее... Открыто и беззастенчиво.

Аналогичными историями – в изобилии – наперебой делились и другие члены общественного совета. Адреса перестроенных подвалов, навечно замурованных новыми владельцами общих труб, пробитых стен и фасадов, обвешанных уродливой, ни с кем не согласованной вентиляцией... И даже – история продажи лестничной площадки в доме 192 – 194 по Московскому проспекту, которую санкционировал районный суд.

– До того город сдал площадку в аренду под малый бизнес, – рассказала председатель совета дома Наталья Волкова. – А когда мы попытались ее вернуть, бизнесмен подал в суд... на КУГИ, якобы нарушающий его права на первоочередной выкуп помещения, которое он ранее арендовал. Такое положение в законодательстве действительно есть. Им и пользуются в спорных случаях. При этом в суде и слова не говорится о том, что изначально нарушены права собственников жилья... Уверена, что такие судебные решения – всего лишь способ обойти жилищное законодательство.

Очевидно, заседание общественного совета захлебнулось бы в этом потоке печальных и возмутительных историй. Но его прервал Игорь Албин:

– Понимаю. Люди молчали годами. Так что теперь они могут говорить еще долго, пока не выговорятся... Но хорошо бы все же не высказывать претензии, а искать общие позиции собственников жилья и КИО.

Тем не менее – велел передать все скандальные адреса в Госжилинспекцию для проверки сигналов.

Очевидно, чиновники – во главе с вице-губернатором – немного устали от напряженного разговора. Иначе нашли бы силы сосредоточиться на том, чтобы обсудить с общественниками одну из главных проблем Петербурга, нерешенность которой тормозит все.

– Никто в городе не владеет достоверной и актуальной информацией о составе, площадях, назначении и технических характеристиках помещений: как жилых, так и нежилых. Мы даже не знаем, какие именно помещения в жилых домах вписаны в реестр городской собственности, а какие нет, – отметила председатель Ассоциации ТСЖ и ЖСК Марина Акимова. – Не один год просим: обнародуйте эти данные. А уже потом можно будет наводить порядок...

И наводить его придется очень долго. Даже если все заинтересованные стороны проявят открытость, готовность сотрудничать и искать понимание. Ведь для этого сейчас необходимо, по сути, перемерить все дома, сравнить все данные, отметить наличие и расположение всех коммуникаций, внести во все документы информацию и переделках-перестройках... В общем, создать то, о чем давно уже мечтает Смольный, – эталонную базу данных.

– Это работа на годы, – резюмировал Албин. – А пока мы постоянно будем сталкиваться с проблемами из-за разницы в информации о помещениях.

Общественность хотела было продолжить обсуждение и поиск решений. Но вице-губернатор закруглил работу совета – куда-то очень спешил. Завершал работу – строго по процедуре и регламенту, во исполнение разнообразных решений – руководитель Госжилинспекции Владимир Зябко. А сам Игорь Албин, уже поднимаясь с председательского кресла, заявил:

– Надо наложить мораторий на все операции с помещениями, относящимися к общему имуществу жилых домов. Занесите в протокол.

И ушел.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.


Комментарии