К «Авроре» – через турникет

Пока крейсер «Аврора» находится в ремонте, разрабатывается «дорожная карта» по реконструкции места его стоянки. Там предстоит выполнить дноуглубительные работы, подготовить стационарное гидротехническое сооружение для стоянки корабля.

К «Авроре» – через турникет  | Без легендарного крейсера Петроградская набережная выглядит непривычно пустынно.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Без легендарного крейсера Петроградская набережная выглядит непривычно пустынно.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Глубина Невы в месте стоянки «Авроры» составляет около 6 метров, осадка крейсера также 6 метров, дноуглубительные работы необходимо провести на отметке 8,5 метра. Последний раз они проводились в 1984 году, однако за тридцать лет дно заилилось. Ориентировочно объем выемки грунта составит 45 – 50 тыс. кубических метров.

Уже закончен ремонт Петроградской набережной на участке от Петровской набережной до Сампсониевского моста. Гранитную облицовку очистили от соляных налетов и мазутных загрязнений, переложили гранитные плиты и заново замостили тротуар. Будет реконструирована подсветка крейсера со стороны реки Невы. Посадку новых деревьев и кустарников, ремонт дорожного полотна завершат к 1 июля будущего года. Изменится и облик набережной.

Прежнего огромного количества всевозможных лотков и прилавков, закрывавших вид на «Аврору», не будет. Кафе, магазин сувениров и туалеты разместятся не некотором удалении от входа на крейсер, но только не на его фоне. Непосредственно у трапа поставят турникеты. Рядом будет помещение для охраны, камера хранения личных вещей посетителей и билетная касса.

– К сожалению, эксплуатация «Авроры» в последнее время показала, что на корабль пытаются попасть в том числе и люди не с самыми лучшими наклонностями, – рассказывает директор Центрального военно-моряского музея Руслан Нехай. – Было немало неприятных случаев. Кто-то пытался подняться на мачту – его снимали с помощью МЧС, кто-то пытался сорвать гюйс, кто-то – спрыгнуть в Неву с борта корабля. Кроме того, надо учитывать и опасность терроризма, поэтому приходится принимать повышенные меры безопасности. Будет очень жесткий контроль.

Кстати, впервые на «Аврору» будет организован доступ людей с ограниченными возможностями. Правда, только на верхнюю палубу. На нижнюю, где находится музей, им попасть, увы, не удастся – для этого потребовались бы конструктивные изменения, которые повлияли бы на живучесть корабля и исказили его внешний облик...

Пока же «Аврора» стоит у причальной стенки Кронштадтского морского завода. Работа идет полным ходом. Издалека, со стороны залива, видно, что одна из трех труб легендарного крейсера закрыта чехлом. Почему? Секрет прост: ее чистят изнутри и сверху, сбивают окалину, красят, а чехол нужен для поддержки температурного режима и экологической безопасности. Такой процедуре подвергнется каждая труба.

– На корабле сейчас грохот, шум, – рассказал Руслан Нехай, который регулярно бывает на «Авроре» и следит за ходом ремонта. – Никаких сенсаций нет, все идет в плановом порядке. Выделенные средства вполне соответствуют тому объему работ, который предстоит сделать. Доковый осмотр, проводившийся осенью прошлого года, показал, что корпус корабля достаточно прочный. Коррозии нет. Сейчас на «Авроре» демонтируют механизмы, которые необходимо заменить, – противопожарные средства, электрооборудование. После возвращения кораблю не потребуется ремонт тридцать лет – такую гарантию обычно дает завод.

Внешний облик крейсера не изменится, наоборот, его максимально приблизят к тому, каким он был в начале ХХ века. Правда, появится как минимум одно новшество: на «Авроре» предполагается установить салютную пушку, которой там до этого не было. Рассматривается два варианта: или использовать старую 45-мм пушку, которая есть на корабле, или вместо нее установить более мощное 76-мм орудие.

Параллельно в Центральном военно-морском музее готовятся наполнить легендарный корабль новым содержанием. Уже разработан тематико-экспозиционный план четырех будущих залов. Пятый и шестой пока еще в стадии доработки.

По словам Руслана Нехая, предметы из старой экспозиции, которая находилась на «Авроре», станут частью новой. В ней иначе, нежели прежде, расставят акценты. Если раньше вся экспозиция главным образом была посвящена одному событию в истории крейсера – Октябрю 1917 года, то теперь «Аврора» будет представлена и как памятник истории русского кораблестроения, и как участник практически всех крупных военных событий ХХ века. И даже как свидетельство новейшей технической и инженерной мысли: на корабле ведь были использованы самые современные механизмы и устройства своего времени. Достаточно упомянуть рентгеновскую установку, которая была здесь применена впервые, а также систему связи «Эриксон».

– К прежним шести залам музея решено добавить еще два, которых раньше не было, – рассказал директор ЦВММ. – Они будут посвящены медицине на корабле начала ХХ века. Это кабинет врача и медицинская каюта. Экспонаты у нас есть, помогает Военно-медицинский музей, а также врачи, у которых в личных коллекциях сохранились медицинские предметы столетней давности. Кроме того, будет воссоздана каюта командира корабля. Там восстановят интерьеры начала прошлого века.


КСТАТИ

На свое историческое место «Аврора» вернется в будущем году накануне дня Военно-морского флота. Это событие, без сомнения, станет большим праздником для всего города.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5560) от 07.10.2015.


Комментарии