История работает на нас

22 февраля одна из первых возрожденных в России гимназий – 209-я Павловская – отметит 25-летие с момента присвоения ей этого высокого статуса. Между тем в законе об образовании, принятом в декабре 2012 года, такое понятие вовсе ликвидировано. Теперь в стране нет ни гимназий, ни лицеев – есть лишь «образовательные организации». Нашему городу повезло: правительство Петербурга решило сохранить в своей системе и гимназии, и лицеи, и школы с углубленным изучением предметов. Что это дает? Чем отличается «непростая» школа от «простой»? Какие стандарты и традиции она пытается сохранить, невзирая на перманентную турбулентность эпохи изменений и реформ? Что хочет донести до своих детей? Об этом корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал директор Павловской гимназии Дмитрий ЕФИМОВ.

История работает на нас | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Дмитрий Георгиевич, что дает гимназический статус?

– Для любого родителя, ребенка или учителя название «гимназия» куда привлекательней, чем «общеобразовательная школа». Что звучит лучше – Павловская школа или Павловская гимназия?


– И как у вас с привлекательностью? Сколько человек претендуют на место в первом классе?

– Мы набираем 50 человек. Однако при гимназии работает детсад, и его выпускники «автоматом» становятся гимназистами. В итоге вакантны всего 23 места. На них после 1 февраля мы обнаружили 177 заявлений...

С одной стороны, это радует. С другой – заботит: многие из тех, кто рассматривает нашу школу как единственный вариант устройства ребенка, могут не попасть к нам.


– А кроме привлекательности какие от статуса выгоды?

– У нас больше ставок педагогов дополнительного образования. Да и сами учителя, приходящие в гимназию, как правило, ставят для себя планку повыше...

Открываясь после ремонта в 1989 году, мы набрали почти всех сотрудников на конкурсной основе (это делалось сознательно – ведь мы готовились стать первой возрожденной гимназией). Так же набирали и детей. Теперь законодательство этого не позволяет.

Мы стараемся убедить родителей выбирать школу, которая по силам ребенку, подробно знакомим их с нашей образовательной программой, традициями гимназии. Если у него логопедические проблемы, а у нас изучение нескольких иностранных языков, на что вы его обрекаете? Но для многих мам главный аргумент: у вас в гимназии хорошо, спокойно, нет драк и конфликтов. Иногда они идут не за высоким уровнем знаний, а за психологическим благополучием. Такой подход в принципе понятен...

Кроме серьезной учебной работы у нас проводится много дополнительных мероприятий, посредством которых мы стараемся заложить в наших детях определенную систему ценностей. Некоторые из наших выпускников понимают их значимость, только когда поступают в вуз и сравнивают свой багаж с багажом однокурсников, в школах которых не было музеев, слетов, поездок, собственного имени наконец...


– Но есть определенные требования, показатели, рейтинги... И оценивают вас не по тому, что вы в детские души заронили, а по результатам ЕГЭ...

– Образование – очень консервативная система. Даже в 1990-е, когда патриотическое воспитание начисто отменили, в большинстве школ продолжали им заниматься, так что вернуть «незабытое старое» в российскую школу не так уж сложно. Конечно, мы каждый раз с трепетом отслеживаем, как наши дети сдали ЕГЭ – превысили средний уровень по городу или нет, сравниваем результаты с районом, с Россией. По гуманитарным дисциплинам мы превосходим средний уровень с хорошим отрывом.

Но все же эти формальные моменты не являются для нас жестко определяющими. Эффективность образования очень трудно четко измерить, и идеальных инструментов для этого нет вовсе. Рейтинги – это пища для начальных размышлений, не более.


– Наверняка вам сейчас многие родители возразили бы: самое главное – ЕГЭ сдать и на «бюджет» поступить...

– Николай Иванович Пирогов в середине XIX века сказал: школа должна образовать человека или хотя бы попытаться это сделать. Готовить специалиста – задача высшей школы. И не надо в первом классе строить программу, «как мы пойдем в институт и будем делать карьеру». В школе мы должны научить детей целеполаганию. Заронить вопрос о смысле жизни. И ни в коем случае не давать готовых ответов! Тем более что их не существует...


– Тренд российского образования последних лет – стремление к нивелированию, стандарту. При этом слово «гимназия» должно ассоциироваться с каким-то безусловным набором ценностей и свойств. Каких?

– Во-первых, гуманитарный уклон присущ гимназиям по определению. И речь не только о часах на языки, историю и литературу...

Нам повезло, что у нас исторические стены. Обращаясь к прошлому, мы можем сделать многие страницы истории и литературы более актуальными для наших детей.


– Каким образом?

– Например, у стен гимназии прошли историческая реконструкция, посвященная 100-летию Первой мировой войны, и праздник со стихами Николая Степановича Гумилева, который преподавал в нашем здании в Институте живого слова. Для ребят он был уже не просто один из поэтов, а «наш поэт».

Вместе с отцом Геннадием Беловоловым издали книгу Надежды Лухмановой «Девочки», где упомянута игуменья Таисия Леушинская (Мария Солопова – выпускница Павловской гимназии, столетие со дня кончины которой отмечается в нынешнем году). Эту книгу иллюстрировала знаменитая художница конца XIX – начала XX века Е. П. Самокиш-Судковская. Мы стали узнавать про нее и обнаружили: она готовила коронационный альбом Николая II – изорепортаж из стен Успенского собора, преподавала рисование в царской семье. А автор книги Лухманова отправилась на фронт в 1904 году и написала около 150 репортажей в различные газеты. И она тоже, как Е. П. Самокиш-Судковская и Мария Васильевна Солопова, ходила по нашим коридорам...

У Петербурга потрясающий историко-культурный потенциал, какого, наверное, нигде в России больше нет.

И, наконец, у нас огромное количество организаций, интересных школам в качестве социальных партнеров.


– Это те, кого раньше называли шефами?

– Только в некоторой части. У нашей гимназии нет социальных партнеров, которые бы помогали материально. Но много тех, кто приходит, чтобы провести совместные мероприятия. У организаций есть для этого определенный ресурс, а у нас есть дети и идеи, которые можно реализовать при помощи этого ресурса.


– Что бы вы хотели увидеть в своих выпускниках?

– Чтобы они задумывались не только о хлебе насущном. Не только смогли осознанно выбрать и освоить профессию, но чтобы мыслили в контексте русской истории и литературы. Ведь именно это способствует формированию жизненных целей. Умение мыслить общечеловеческими ценностями, поднимаясь над сиюминутным и материальным, куда важнее банальной успешности. И в этом история России, безусловно, работает на нас.


– Каким образом?

– Она прекрасно иллюстрирует идеи, которых так не хватает в современном обществе. Я говорю о почти забытом понятии – служении. Это понятие комплексное и включает в себя целый ряд элементов: труд, любовь, самоотдача... Нас сейчас ориентируют отстаивать свои права даже в самой мелкой житейской ситуации, в отношениях с работодателем, властью, соседями. Но если мы говорим о служении, буду ли я искать защиту своих прав или скорее вспомню о каких-то общих для нас ценностях, о долге, пойму, что сам что-то не доделал? На примере истории наших стен мы часто говорим об императоре Павле I, игуменье Таисии, Николае Гумилеве, героях Отечественной войны 1941 – 1945 гг., чтобы показать детям идею служения в самых различных ее формах.

И кстати: Павловский женский институт – одно из учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны, самой мощной, разветвленной и обеспеченной благотворительной организации в мировой истории. Она сложилась в России в том числе благодаря идее служения – императрицы своим подданным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5402) от 19.02.2015.


Комментарии