Искусство на ощупь

В темном зале охватывает ощущение тревоги – чернота словно отрезает от внешнего мира и стирает ориентиры. Один осторожный шаг, другой. Вдруг загорается тусклая лампочка – и вот из полумрака ниши таращит янтарные глаза сова на картине из мелкого бисера. Еще шаг в сторону – и приглушенный свет полился на хрупкую ветвь с кроваво-красными стеклянными ягодами. А можно на столике в центре взять цветные карандаши и в полутьме нарисовать что-то свое. А потом выйти с этим рисунком в соседний зал, где свет бьет из окон и на стенах висят картины. Посмотреть на собственноручно нарисованное кособокое нечто и осознать, как же это невероятно трудно – красиво рисовать, когда вокруг темнота... В выставочном зале Союза художников (Свердловская наб., 64) прошла выставка произведений слепых и слабовидящих художников «Про-зрение».

Искусство на ощупь  |

– А что она делает? – спрашивает девочка.

– Это учительница, она учит ребенка писать по Брайлю, – наш экскурсовод помощник куратора выставки Ольга Брагина водит рукой Маргариты по мягкой на ощупь картине, где женщина в черных очках ласково гладит непослушные волосы ученицы.

Мы ходим по выставке с детьми из школы-интерната # 1 им. К. К. Грота. Некоторые из них не видят совсем, другие видят, но очень слабо. И больше всего ребят привлекают работы, которые можно потрогать – как выпуклые вязаные картины Татьяны Семеновой. Они яркие, словно нарисованные фломастерами детские рисунки. Художница потеряла зрение в зрелом возрасте, и пережить травму ей помогло искусство. Картины она долго и кропотливо вяжет спицами. А чтобы отличать цвета нитей, изобрела собственную «азбуку цвета»: какой цвет у клубка, столько и узелков завязано на кончике нити.

Работы Семеновой – это ответ на вопрос: «Как стать счастливым?». А ведь это очень просто! Нужно сесть на берегу моря и слушать шум волн и крики чаек. Или удерживать в руках тугую нить воздушного змея. Или как Маленький принц растить свою розу.

Идея создания общегородской выставки работ слепых и слабовидящих принадлежит президенту фонда развития и поддержки искусства и социально-культурных проектов «Гуманитарные мастерские» Елене Никифоренко, которая близко к сердцу принимает проблемы петербургских незрячих. По словам организаторов, это одна из первых столь масштабных и объемных выставок творчества слепых и слабовидящих художников нашего города. Цель «Про-зрения» – подтолкнуть задуматься над тем, что такое ограниченные возможности и действительно ли они ограничены?.. Она о людях, которые пусть и не вернули себе зрение в прямом смысле слова, но прозрели духовно. Нашли в себе силы и смогли передать на холсте, фольге, в глине, бисером волнующие их образы и темы. И для людей, которые, быть может, потеряли веру в себя.

Вот белый голубь Владимира Ионенко взмывает ввысь между залитых солнцем стен – так душа художника летит в его старый любимый с детства двор. Оранжевый мышонок Яны Лисиной помогает перебраться через ручеек такому же оранжевому ежику. Процарапанный на бумаге лось, гуляющий по ночному лесу, – работа тотально незрячей с детства Ларисы Павловой. Пластилиновые «мазки» на картоне – образы из снов Андрея Савочкина.

– К нам приходят многие искусствоведы, чтобы посмотреть на творчество художников, которых, скажем так, не сломали, – рассказывает Ольга Брагина. – Ведь им никто не говорил, как правильно. Как красиво, а как нет, а их глаза этого не видели. Но у них выработалась своя уникальная манера, свой художественный язык. Поэтому их работы очень разнообразны. Но выставку нужно в первую очередь рассматривать как социальный проект. Она стирает границы между людьми. Ведь у нас у всех что-то да не так: у одного зрение плохое, у другого с сердцем неважно, у третьего с ногами... Важно то, что находится внутри каждого из нас. Эти работы – маяк для таких, как дети из школы-интерната имени Грота. Мы хотели показать им, что они могут развиваться, что они нужны обществу. Но выставка нужна и здоровым: ведь каждый может ослепнуть – заболеть, попасть в аварию...

Эта выставка вызывает желание быть лучше и не пасовать перед трудностями. Поражает, например, история художницы Анны Фоминой. Ей 30 лет, она не видит с рождения. Но это не помешало девушке закончить Университет и стать профессиональным переводчиком. Сегодня она дистанционно и с помощью специальных приспособлений переводит тексты с английского сразу для нескольких издательств. При этом не все работодатели догадываются, что она ничего не видит. И так за каждым рисунком, за каждой скульптурой стоит личность, судьба, пример силы и воли. А еще – напоминание о нашей хрупкости.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5554) от 29.09.2015.


Комментарии