И зарплату можно страховать

«Нужен эффективно действующий механизм, способный гарантировать выплату заработной платы сотрудникам даже в том случае, если предприятие становится банкротом», - эта идея красной нитью проходила сквозь выступления участников состоявшегося на днях в Федеральном доме «круглого стола». Члены Общественной палаты Петербурга и приглашенные специалисты обсуждали на нем одну из самых актуальных для рынка труда проблем.

И зарплату можно страховать | Иллюстрация Dmitrydesign/shutterstock.com

Иллюстрация Dmitrydesign/shutterstock.com

По данным питерской Государственной инспекции труда (ГИТ), на 30 января 2018 года зарплатные долги перед более чем 4 тыс. сотрудников имеют 24 организации города. А сумма их задолженности превышает 441 млн рублей.

Размер долгов, кстати, вызвал среди собравшихся оживленную дискуссию: по оценке Петра Шелища, председателя Союза потребителей России, реальная задолженность может быть многократно большей и превышать миллиард рублей. Ведь «точных данных обо всем объеме долгов нет, а официальные цифры показывают только вершину айсберга».

Такого же мнения придерживается и член Общественной палаты и председатель Ленинградской федерации профсоюзов Владимир Дербин. «Если учесть, что предприятия малого бизнеса или торговли, к примеру, освобождены от обязанности предоставлять информацию о наличии у них долгов по заработной плате, их реальный объем действительно может быть значительно большим, - считает он. - Причем зачастую вовремя не получающие зарплату работники этих сфер никуда не жалуются просто потому, что боятся остаться на улице».

В свою очередь председатель городского комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, а также вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин сообщили: на заседаниях межведомственной комиссии, членами которой они являются, работа с «зарплатными» должниками ведется системно и целенаправленно.

«Могу уверить вас в том, что в нашем городе есть система, способная контролировать своевременность оплаты труда, - сказал Чернейко. - Любое предприятие, которое попадает в ее поле зрения, жестко контролируется со всех сторон, включая правоохранительные органы». Что и позволяет большую часть долгов по заработной плате возвращать, а количество вовремя ее не получающих сохранять на минимальном уровне.

Председатель Общественной палаты Петербурга Нина Кукурузова заострила внимание собравшихся на том, что пока речь идет, как правило, лишь о ситуации, когда зарплатные долги уже имеются. «В первую очередь надо думать о том, как предотвращать их появление, - полагает она. - А также о выработке механизма, который гарантировал бы получение заработной платы даже в том случае, если предприятие оказывается финансово несостоятельным».

И предложения по этому поводу прозвучали. В частности, глава ГИТ Александр Кротов уверен, что можно создать в сфере труда аналог системы, действующей в банковском секторе. «Примерно половина долгов по заработной плате в Петербурге приходится на предприятия-банкроты, - отметил он. - Взыскать деньги с них подчас крайне трудно. А вот если бы существовал некий гарантийный фонд, сделать это было бы гораздо легче».

Суть идеи такова: действующая на рынке компания отчисляет в такой фонд некий процент средств, которые целенаправленно используются в случае ее банкротства и возникающей необходимости выплаты долгов по зарплате. Аналоги действительно существуют. И не только в банковской сфере: в туризме, к примеру, на федеральном уровне действует сразу несколько фондов, которые гарантируют клиенту возврат денег «в случае чего». Идею в целом поддерживают и профсоюзы: по словам Владимира Дербина, такой механизм мог бы гарантировать получение заработанных средств и в том случае, если компания обанкротится. «Причем даже если это будет сделано умышленно», - добавил он.

Однако присутствовавшие в зале предприниматели отнеслись к идее со скепсисом. Оно и понятно: предложение предполагает новые отчисления в какой-то не очень прозрачный фонд. И расставаться с заработанными деньгами компании, которые исправно платят сотрудникам и никогда не были замечены в подобных грехах, явно не хотят. Да и объем долгов по заработной плате в размере 400 млн рублей на фоне ее ежемесячного фонда в Петербурге в 2 трлн они считают не таким уж существенным. «Контролеров у нас и так хватает, - сказал один из предпринимателей. - Лучше бы они помогали нам получать деньги от партнеров в том случае, если они их задерживают. Ведь нередко предприятие не платит зарплату не по своей воле...»

Тот факт, что за этой сферой пристально следят, подтверждают цифры. ГИТ, к примеру в 2017 году за нарушения по части своевременности выплаты зарплаты наложила на работодателей штрафов на 28 млн рублей. А питерская прокуратура способствовала погашению долгов на более чем 400 млн для 6 тыс. работников.

Тем не менее член Общественной палаты председатель комиссии по безопасности, противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Ватагин уверен: кроме выбивания зарплатных долгов тогда, когда они уже появились, надо принимать превентивные меры. «Уверен, что общими усилиями мы способны создать систему, при которой сам по себе факт образования таких долгов станет невозможным», - подвел он итог встрече.

#зароботная плата #банкротство #выплата

Комментарии