И справедливость торжествует

На троне восседает мудрый царь Соломон. Перед ним _ стражник с поднятым мечом. Другой стражник держит за ножку маленького ребенка. Соломон, решив проверить, кто из претендующих на него двух женщин настоящая мать, приказывает разрубить ребенка пополам. И тогда одна из женщин кричит: «Да! Пусть лучше он не достанется никому!», а другая: «Нет, нет, лучше отдайте ребенка ей!». Разумеется, последнюю Соломон признает настоящей матерью. Сюжет этот, изображенный на картине знаменитого итальянского художника ХVI века Андреа Мантеньи, один из многих, входящих в удивительную и, прямо скажем, неожиданную книгу «Искусство видеть право». Напечатана она в Италии специально для IV Санкт-Петербургского международного юридического форума.

И справедливость торжествует |

Все, что относится к вопросам сугубо юридическим, обыденное сознание, как правило, считает скучным и не всем доступным. Между тем едва человечество начало создавать систему права (а сделало оно это чуть ли не сразу при появлении на свет), как тут же принялось популяризировать все связанные с ним процедуры. Великолепно выполненное издание открывает древнеегипетский папирус из Книги мертвых с изображением суда Осириса над умершим. Мысль о справедливости хоть не на этом, так на том свете, как видим, отнюдь не нова. И мировое искусство исправно отражает ее веками в тысячах разных вариантов.

Весы - символ, как мы бы сейчас сказали, состязательности судебного процесса — обитатели Олимпа вручили жене Зевса Фемиде. Повязка на глазах свидетельствует о ее объективности. Ее сын Прометей дал людям огонь, а они в знак «благодарности» приковали его к скале. И от орла, клюющего печень, всемогущая, но, видимо, очень принципиальная мамаша его не спасла.


Самый знаменитый суд в истории человечества состоялся в Иерусалиме без малого две тысячи лет назад. Римский прокуратор Понтий Пилат, утвердивший приговор иудейского суда — синедриона, прекрасно понимал, что он несправедлив, но, не желая обострять отношения с местной элитой, благоразумно отошел в сторону, умыл руки и сказал: «Делайте с ним что хотите». Сюжет этот живописцы разных времен и разных стран за прошедшие тысячелетия обыграли бессчетное количество раз.

Приговоренный к смерти на кресте, однако, чудесным образом спасся, и с тех пор миллиарды людей считают его символом воплощенной справедливости. И все, что ни делают (порой даже вовсе несправедливое и даже жестокое), провозглашают вершащимся от его имени.

Вот картина нидерландского художника ХV века Дирка Баутса «Правосудие императора Оттона III: казнь невиновного человека». Палач с мечом и отрубленной головой в руках, рядом — обезглавленное тело. Через несколько страниц — творение другого голландца Герарда Давида «Суд Камбиса, или Сдирание кожи с продажного судьи». Камбис —персидский царь, а судья был пойман на взятке. Такие поучительные изображения, оказывается, в те времена украшали стены ратуш и судов.


Казни Марии Стюарт и Оливера Кромвеля. Галилей перед судом инквизиции. Допрос Жанны'Арк Генри Бофортом, кардиналом Уичестерским. И бесконечное количество воплощений Правосудия, Милосердия, Справедливости в виде обольстительных женщин с весами и мечом.

Поближе к нашим временам, однако, пиетет перед служителями закона заметно слабеет. Судьи, адвокаты, нотариусы изображаются во все более неприглядном виде. А английский художник ХIХ века Эдвин Генри Ландсир изобразил суд присяжных в виде сборища... дрессированных собачек. Емелька Пугачев в клетке. Нюрнбергский процесс. Суд над прогульщиком — разумеется, советским. Эпохи, набросанные грубыми мазками. Справедливость торжествует.

Финал открыт — на последней странице полотно Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд». Это уж кто во что верит и кто как понимает. Впрочем, можно не верить, но жить все-таки так, как будто этот суд неизбежен.


Комментарии