И доллары зеленые в глазах
Глава Колпина Вадим Иванов готовит город к новогодним праздникам из СИЗО «Кресты». С такого жизнерадостного сообщения началась недавняя пресс-конференция в Интерфаксе. На ней журналистам было объявлено о создании регионального общественного движения в защиту «незаконно содержащегося под стражей по сфабрикованному обвинению» главы МО Колпино. Дело нешуточное: движение (во главе которого старший брат «ни за что пострадавшего» бизнесмен Игорь Иванов) провело учредительный съезд, приняло устав, готовит письма во все высокие инстанции.
Иллюстрация kesu/shutterstock.com
Как уже сообщалось в прессе, Вадим Иванов был задержан 28 сентября нынешнего года, ровно через 10 дней после выборов в питерский ЗакС, которые он проиграл. Впрочем, связывать эти два события - дескать, стал бы депутатом, никто бы его не тронул - могут только очень наивные люди. Депутатский мандат от обвинений в тяжком преступлении не спасает. Свежие примеры - народные избранники предыдущего созыва Вячеслав Нотяг и Светлана Нестерова, находящиеся ныне под следствием. Можно вспомнить и дело Юрия Шутова, которому депутатский статус не помешал получить пожизненное заключение. А Иванова Следственный комитет, у которого, как известно, «к мандатам почтения нету», обвиняет ни много ни мало как в соучастии в разбойном нападении.
Общественность, правда, возмущена тем, что эпизод-то старый - аж 2003 года. Как можно что-то доказать через 13 лет?! К бабке не ходи - политический заказ. По крайней мере так считает сам Иванов. Правда, на вопрос, жертвой каких сил стал его брат, Иванов-старший ответить не может. А силы, которые могут в качестве орудия расправы использовать Следственный комитет, должны быть ну о-очень влиятельны! Неужели это то самое «мусорное лобби», о котором сразу после ареста заявил колпинский глава? Дескать, боролся против строительства мусоросжигающего завода, хотел обеспечить жителям округа чистый воздух, за это мафия и отомстила...
Однако, прежде чем изобличать неведомую мафию, неплохо бы ознакомиться с аргументами следствия. Конечно, глава муниципального образования - это не министр и не губернатор. Но можно предположить, что и на такую не самую крупную фигуру следователи не выходят без очень серьезных доказательств. И автор этих строк счел своим долгом с ними ознакомиться.
Итак, перенесемся на 13 лет назад. Кем был тогда Вадим Иванов? Брат обвиняемого на указанной пресс-конференции во всеуслышание заявил, что тот являлся сотрудником его фирмы, где отвечал за связи с общественностью. У следствия между тем другая информация. Документально подтверждается, что Иванов-младший тогда числился в некоей охранной фирме, причем с правом ношения служебного оружия. А по неформальным сведениям, служил личным охранником крупного наркодилера Дмитрия Большакова, держащего в своих руках весь Красносельский район.
Собственно, с показаний Большакова, задержанного в 2012 году, все и началось. Сидя в СИЗО по обвинению в создании преступного сообщества, он написал явку с повинной на несколько преступлений, в том числе и на разбой в отношении петербурженки Ольги Макиной.
В начале октября 2003 года она везла из Москвы портфель, в котором лежали 46 тысяч долларов. В машине рядом с ней кроме водителя была родная сестра Татьяна Сорокоумова. Ее довезли до дома, высадили и направились на улицу Маршала Захарова, где проживала Макина. А когда она в сопровождении водителя поднялась к своей квартире, на лестничной площадке их ждали двое мужчин в масках.
Один из них ударом в голову свалил водителя на пол. Другой вырвал у Макиной из рук портфель с деньгами и, ударив локтем в грудь, «уложил» и ее. Уже лежащих на полу беззащитных людей избивали ногами. Держащий в руках портфель выхватил оттуда деньги, его подельник «для острастки» дважды выстрелил в стену из пистолета, после чего нападавшие скрылись.
Разумеется, по факту разбойного нападения было возбуждено уголовное дело. Как уж старательно его расследовали, теперь не установить, но факт остается фактом: дело повисло «глухарем» и в этом качестве пребывало десять лет. И вдруг сидящий в камере наркобарон заявляет, что имеет к нему самое прямое отношение! И мало того - дает подробнейший расклад с указанием всех действующих лиц.
По его словам, первоначальная идея преступления принадлежала Сорокоумовой. К несчастью, сестра абсолютно добропорядочной и законопослушной Ольги Макиной была наркоманкой. Такие люди, как известно, в деньгах нуждаются постоянно. Неудивительно, что намерение завладеть указанной суммой родилось у Сорокоумовой сразу же, как только наметилась их совместная поездка в Москву. Своим замыслом Татьяна поделилась с приятелем Сергеем Киржаковым. А тот подтянул троих «деловых партнеров».
С дороги Сорокоумова информировала его о приближении к городу. А он уже навел подельников на «объект», к которому они прибыли на зеленых «Жигулях». «Акция» прошла успешно, отобранные у Макиной деньги подельники поделили между собой.
Так вот, Большаков заявил, что те зеленые «Жигули» принадлежали ему, он тогда ими и управлял. А непосредственно «на дело» ходили его приятели Антон Василенко и... Вадим Иванов. Да-да, именно он - ныне уважаемый глава муниципального округа Колпино. Он, по словам Большакова, и был тем человеком, который вырвал сумку из рук Макиной.
Казалось бы, версия выглядела не очень убедительно - прошло столько лет, все доказательства утрачены, есть лишь ничем не подкрепленная информация от источника, прямо скажем, не слишком заслуживающего доверия. Но, судя по всему, подтверждение его словам следствию удалось получить. Четверым участникам разбоя было предъявлено обвинение. Исключение сделали только для Иванова - поскольку он как глава МО относился к так называемым спецсубъектам, его дело выделили в отдельное производство и подвергли более глубокому изучению.
Суд, перед которым предстали обвиняемые, счел аргументы следствия убедительными. Большаков получил 2 года колонии (это плюс к 12 годам по своему основному делу), Киржаков - 2,5 года, Василенко - 10 лет строгого режима, Сорокоумова - 7 лет условно. Тогда это никого не смутило, и никаких народных волнений, разумеется, не было.
А вот сейчас, когда практически та же доказательная база положена в основу обвинения Иванову, поднялась буря возмущения: дело сфабриковано, все доказательства «высосаны из пальца»!
В Следственном комитете к этим заявлениям относятся спокойно и, напротив, считают доказательства «железобетонными». Вот, например, показания потерпевшей. На беду нападавших, это оказалась женщина не простая. Ольга Макина - преподаватель русского языка для англичан. В силу своей профессии обладает обостренным языковым чутьем. Злоумышленник, вырывавший у нее сумку, обратился по имени к подельнику, назвав его Антохой (что косвенно подтвердило вину Антона Василенко), и этот голос Макина, как она уверяет, запомнила на всю жизнь.
В ходе допроса она профессионально описала все особенности его голоса и речи. Все совпало до мельчайших подробностей. Уверяла, что опознает и лицо, несмотря на то что оно было скрыто маской. Уверенно описывала врезавшиеся в память глаза, брови, лоб, уши... Такие же показания, данные ею в 2014 году в отношении Василенко, помогли следствию и суду убедиться в его виновности. Хотя, как и Иванов, он был «в полном отказе».
- Очную ставку потерпевшей с обвиняемым, - рассказывает ведущий дело следователь Георгий Синицын, - долго провести не удавалось. То и дело что-то мешало адвокатам Иванова - их трое, из них двое московских. Наконец, удалось всех собрать. И, как мы и ожидали, Макина уверенно повторила свои показания, заявив, что именно этот человек и был вторым участником нападения.
Что и говорить, сюрприз для Иванова неприятный.
Солидный, уважаемый человек, с 2004 года - депутат, 9 лет руководит муниципальным округом. Говорят, много сделал для жителей района. И вот откуда-то из давних, забытых лет прилетела к нему такая весточка...
Пока не прозвучал приговор суда, Иванов полномочий не лишен и руководит своим округом из-за решетки. Будем надеяться, что у него это получится хорошо и Новый год колпинцы встретят достойно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5846) от 07.12.2016.
Комментарии