И лира снова зазвучит...

Совсем скоро – 9 марта – завершится Год Тараса Шевченко, объявленный ЮНЕСКО. Он вместил в себя массу ярких культурных событий для тысяч петербуржцев. Однако суровая геополитическая реальность не могла не изменить повестки для украинской национально-культурной автономии Петербурга, перенеся центр тяжести с этнокультурных событий на экстренную помощь землякам-беженцам в решении самых острых бытовых вопросов – с жильем, питанием, обеспечением теплой одеждой... Вот почему не состоялись два главных и уже традиционных для НКА мероприятия – смотр художественной самодеятельности «Украинская лира Санкт-Петербурга» и фестиваль «Украинская весна в Петербурге». Об этом, а также о сложившихся в нашем городе отношениях между людьми разных национальностей и национальными сообществами корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал глава украинской автономии, председатель общественного координационного совета по делам национальных культурных объединений и землячеств при Санкт-Петербургском доме национальностей Василий ТЕГЗА.

И лира снова зазвучит... | ФОТО robuart/shutterstock.com

ФОТО robuart/shutterstock.com

– Василий Юрьевич, украинская автономия – одно из старейших национальных объединений Петербурга. Приходится ли ей отступать от традиций, меняться в соответствии с вызовами времени? И какое количество выходцев из Украины проживает в северной столице?

– Сама по себе автономия как юридическое лицо зарегистрирована не так давно – в 1996 году, в будущем году ей исполнится двадцать лет. Она была учреждена тремя организациями – одним из старейших в Петербурге Полтавским землячеством, Союзом женщин Украины и землячеством им. Тараса Шевченко. Если считать «возраст» НКА от рождения Полтавского землячества (что, согласитесь, вполне логично), то 300-летний юбилей можно отмечать уже в этом году.

Насчет украинцев в Петербурге – тут можно только предположения строить. Например, по переписи 1937 года среди жителей Ленинграда было больше украинцев, чем русских, а уже через несколько лет ситуация кардинально изменилась. Один из депутатов ЗакСа озвучивал нынешнюю численность выходцев из Украины – более полумиллиона. Мы исходим из того, что здесь живут около 350 тысяч украинцев.

Изменившиеся отношения между Украиной и Россией не могли не повлиять на деятельность украинской автономии, и корректировать свои планы в соответствии с вызовами времени нам, конечно, приходится. Но суть, направленность, основные цели все же остаются прежними. Они записаны в уставе организации. А значит, мы не занимаемся политикой и категорически отвергаем все попытки втянуть нас в политические дрязги и противостояние.


– Каким был для вас 2014 год?

– Я председательствую в украинской автономии Петербурга уже десятилетие. Сравнивая начальный период работы и 2012 – 2014 годы, понимаю: последние два-три года стали самыми плодотворными по многим направлениям. Мы насыщенно и ярко отметили 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко, 205-летие – Николая Гоголя. В рамках Года Шевченко в 2013 – 2014 гг. практически во всех районных библиотеках прошли декады украинской культуры. На протяжении 10 дней подряд в каждую библиотеку приходили артисты, художники, музыканты, преподаватели, ученые – члены украинской НКА. Каждый день новая аудитория. Лекции, встречи, концерты, мастер-классы для взрослых и детей (было много школьников)...

«Украинская лира Санкт-Петербурга» в 2015-м отметит пятилетие, «Украинская весна в Петербурге» – десятилетие. Мы проводили эти популярнейшие фестивали ежегодно, на них приезжали гости из-за рубежа. Но в 2014-м их отменили по просьбе ряда наших авторитетных земляков. Из-за войны в Украине.

Интересно, что «Лира» носит имя Георгия Кузовкова – россиянина, замечательного артиста Львовского оперного театра, который на протяжении многих лет активно работал в нашей НКА. Сейчас мы в автономии пришли к выводу, что главные праздники национальной украинской культуры все же надо проводить, и это будет сделано в нынешнем году. Будем подбирать более подходящий моменту репертуар...

Именно в 2014-м у нас сложился и замечательно показал себя Молодежный украинский хор, профессионально исполняющий народные песни самых разных национальностей – украинские, русские, белорусские. У меня мечта: создать многонациональный хор, которому не было бы равных в РФ. Мощный, многочисленный, с вокалистами, одетыми в свои национальные костюмы. Думаю, это дело времени. Замечательных артистов, талантливых музыкантов, певцов-любителей высокого профессионального уровня у нас немало.

Кстати, в совете украинской автономии активно работают сразу два народных артиста – Николай Мартон и Сергей Новожилов.


– Что еще изменилось для вас в прошедшем году?

– Летом в Петербург, минуя ростовский «фильтр», хлынули беженцы. Здесь их в таком количестве, конечно же, не ждали. С самого начала основную нагрузку взяло на себя УФМС, не имевшее опыта работы в таком режиме. Естественно, миграционная служба допускала большое количество ошибок и просто не справлялась с потоком людей, не понимала, как эффективно, с максимальной пользой для беженцев взаимодействовать с общественными организациями.

Миграционные органы исполняли свою прямую функцию, разрешая им проживание в регионе, но не обеспечивали самого насущного. Они вели учет, а нужна была помощь. С первых дней наша автономия взяла на себя ответственность за людей и начала делать то, чего не могли и, по закону, не должны делать миграционная служба и госорганы. Ведь у Петербурга не было квоты на прием вынужденных переселенцев, а значит, не выделялись и бюджетные средства, не было мест временного размещения.


– И как вы взялись за эту работу?

– Первое, что сделали, – разослали свое обращение к выходцам из Украины с просьбой оказать материальную помощь. Отправили SMS 183 активистам НКА. Откликнулись 148. Кто-то предложил предоставить жилье, кто-то – помочь с питанием, одеждой, вещами. Мы отобрали среди приехавших из Украины самых нуждающихся (семьи с детьми, стариками, больными). Организовали рабочую группу. Попросили у комитета по межнациональным отношениям и миграционной политике разрешения включиться в эту работу – чтобы было все легально и официально и чтобы иметь возможность обращаться к общественности.

На первых порах очень большую помощь оказали нам священнослужители. Они селили людей у себя при храмах. Александро-Невская лавра приютила беженцев в своем паломническом центре. Мы размещали семьи в доходных домах, гостиницах. Еще через две недели включились районы города, имеющие в своем распоряжении свободный жилой фонд, некоторые правительственные структуры, а также общественные организации.

Дело быстро пошло на лад. Удалось организовать питание: людей кормили за свой счет украинские кафе и рестораны, давали с собой еду на два-три дня. Все дети были устроены в сады и школы, их возили на экскурсии, на прогулки по каналам, в цирк, океанариум, устраивали им праздники.

Сейчас острота проблемы с беженцами в основном снята. Но и сегодня в Петербурге остаются бежавшие из Украины люди, которые еще нуждаются в той или иной помощи. Их немного – до 10%. Всего через автономию в прошлом году прошли более 200 семей. Сейчас мы продолжаем работать с 137 семьями.


– Чтобы наладить жизнь, переселенцу нужно легализоваться и найти работу, а как раз с этим многие приехавшие из Украины не спешили...

– Найти работу быстро можно, если у тебя нет профессии. Но если мы говорим не о дворниках и чернорабочих, а о квалифицированных специалистах (таковых среди прибывших из Украины 99%), то такие рабочие места не всегда бывают свободны, да и работодатели предпочитают постоянных сотрудников, а не временных. К тому же многим приехавшим прошлым летом казалось, что через месяц-другой все наладится и они смогут вернуться домой...


– Как вы думаете, если случится вторая волна беженцев, Петербург к ней окажется более готовым?

– Учитывая наработанный опыт, да. Но, думаю, такой волны уже не будет. Переселенцев станут сразу направлять в другие регионы, где есть работа и жилье. Сюда поедут единицы – к родным, знакомым.


– Как, по-вашему, сложившаяся на Украине ситуация повлияла на отношения двух народов здесь, в Петербурге?

– Искренне говорю: даже намека на это нет. У нас проблемы взаимоотношений не с петербуржцами или властями, а между самими украинцами. И их никак не отнесешь к разряду межнациональных. В городе есть несколько новых землячеств, которые сумели сорганизоваться, но до сих пор сами не понимают, что им делать. Они противопоставляют себя автономии, друг другу, сеют рознь, чернят деятельность других организаций. Причина – нездоровые амбиции лидеров. И это очень вредный, разрушительный для всего многонационального поля процесс. Ведь наши многочисленные национально-культурные автономии, их крепкие дружеские связи – это то, что создает Петербургу имидж интеллигентного, умного города. Таких хороших условий для развития интернационализма нет больше ни в одной стране, ни в одном городе.


– При этом каждая автономия стремится прежде всего сохранить и популяризировать свою самобытность. А вот как навести и укрепить мостики между «островами»-диаспорами?

– Я еще ни разу не проводил мероприятия в украинской НКА, на которые бы к нам не приходили «соседи» из других землячеств и автономий. В первых организованных нами масленичных гуляньях когда-то участвовали в основном славяне, теперь и мусульмане веселятся с удовольствием (как и мы на их Сабантуях). Находить общий язык помогают совместные конференции, симпозиумы, самые разные интеллектуальные и культурно-творческие мероприятия.

И, кстати, украинских беженцев в прошлом году кормили не только украинские кафе. Грузинская, азербайджанская, армянская диаспоры сразу же предложили помощь в питании приехавшим с воюющего востока Украины. Афганцы подходили, татары, чеченцы – очень многие! И на координационном совете мне в первые же дни кризиса сказали: как только почувствуете, что с чем-то не справляетесь силами своей автономии, – говорите. Подключимся, поможем. У многих народов в их истории бывали подобные кризисы, они знают, каково это – в одночасье лишиться всего, оказаться в чужой стране...

А дружеские межнациональные отношения, которые сейчас активно укрепляются, нужны не только конкретным людям или народностям.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5409) от 03.03.2015.


Комментарии