И Бах, и Гершвин

Легендарный немецкий бас Томас Квастхофф впервые выступил в Концертном зале Мариинского театра, но не с музыкой своих коронных Баха и Моцарта, а с песнями Гершвина, Эллингтона, Леннона и других джазово-блюзовых творцов ХХ века в сопровождении немецкого джазового трио.

И Бах, и Гершвин | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

Томас Квастхофф - человек уникальный. Рожденный с патологией рук и ног, полученной в результате того, что мать принимала в период беременности широко разрекламированный тогда снотворный препарат «Талидомид» (жертвами которого в 1950 - 1960-е годы оказались тысячи), Томас превозмог себя, отказавшись оставаться в статусе «инвалида». Небеса щедро воздали ему за природную аномалию (семь пальцев на обеих руках, рост метр тридцать четыре), одарив голосом невероятной красоты, силы и элегантности. Первый год жизни, проведенный в гипсе для исправления формы ног, шесть лет в специальном интернате впоследствии были вознаграждены десятками записей на лучших лейблах, концертами в лучших концертных залах и громадной радостью и любовью истинных ценителей вокального искусства по всему миру.

Квастхоффу нет равных в стильности и глубине интерпретаций кантатно-ораториальной музыки Иоганна Себастьяна Баха, оперной и камерной музыки Моцарта и Гайдна. В его послужном списке - эталонные исполнения романтической Lied Шуберта, Шумана, Листа, Брамса, Малера. Но и музыка ХХ века, включая произведения Шостаковича и Пендерецкого, тоже находилась в сфере его исполнительских интересов.

Сегодня Томас Квастхофф - профессор в Высшей школе музыки Ханса Айслера в Берлине, где и преподает «немецкую песню» и кантатно-ораториальный жанр. Свидетели его мастер-классов рассказывают о его подчас кажущихся чрезмерными строгости и взыскательности. Не потому ли Валерий Гергиев приглашал его принять участие в жюри в номинации «Вокал» на конкурсе Чайковского в 2015 году?

В 2012 году Квастхофф объявил о завершении своей большой академической карьеры, в том числе оперной. Его интересы сейчас сфокусированы на творчестве джазовых композиторов, которое, впрочем, тоже уже стало классикой. Он записал уже три джазовых альбома.

58-летний певец был встречен публикой в Концертном зале Мариинского театра как долгожданный гость и проводили его после единственного биса - песни «Мы вернемся снова» - стоячей овацией. Его имя слишком хорошо известно меломанам, но судя по наплыву слушателей - и более широким слоям любителей. Свою роль в аншлаге сыграл, безусловно, еще и джаз, который в академическом зале воспринимается иначе, чем в клубе, ресторане или иной неформальной эстрадной площадке. Хотя, в особенности во время мажорных песен (а их было большинство) с их непременным свингованием, сидеть спокойно в академических креслах было сложно - тело требовало иной свободы. К тому же певец вел себя непринужденно, как и полагается на джазовых сейшенах: каждую песню предварял либо коротким биографическим сюжетом, либо анекдотом, сдобренным щепоткой специй. Фактически получился творческий вечер Томаса и Ко - чем не музыкальное интервью?

После инструментального вступления - пьесы «Утро» Эла Джерро и Дэвида Фостера - Томас начал с того, что «сейчас самое время устанавливать диалог с помощью музыки, когда вокруг ведутся дипломатические войны». Упомянул при этом американского президента, но тут же перевел внимание на «своих друзей» - пианиста Франка Шастенье, контрабасиста Дитера Ильга и перкуссиониста Вольфганга Хафнера. Этот диалог с залом Квастхофф мгновенно выстроил так, будто зал-тысячник собрался где-нибудь в его большом загородном доме. Продолжил он песней Кея Свифта «А не можем мы быть друзьями?». Подкупала чистота, теплота и четкая сфокусированность слова, его ясная огранка, стройность интонации, красота тембра.

Перед знаменитейшей Summertime из оперы «Порги и Бесс» Гершвина певец пошутил, что обычно это поют сопрано, но «я - не сопрано, не волнуйтесь, к тому же не могу петь сопрано, поэтому спою басом». Аранжирован этот мировой хит (как и все номера за исключением одной песни вечера) был Франком Шастенье, это было сделано богато тембрально, ритмически и интонационно. Квастхофф избирал нарочито басовые краски в этом и в самом деле хрестоматийно женском номере.

Предисловием баса к песне «В моем одиночестве» Дюка Эллингтона стал коротенький рассказ певца о его дружбе с альтистом Юрием Башметом. «Когда мы созваниваемся или встречаемся с Юрием и спрашиваем друг друга, как дела, я обычно говорю, что все о,кей. Когда же он начинает мне говорить о своих делах, то, как правило, все начинается с того, что все ужасно, все так трудно, словом, катастрофа». А посему эту поэтичнейшую вдохновенную тихую песню Томас посвятил русской душе. Посвящение песни «Колдовство» досталось всем прекрасным леди России, и не только.

Перед песней «Представь» Леннона - певец предложил публике представить, что наша планета когда-нибудь заживет в абсолютном мире. А потому так логично было закрепить это представление «Аллилуйей» Рэя Чарльза.

#Томас Квастхофф #концерт #интервью

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны