Гвардейское соединение зодчих

Архитектурный облик современного Петербурга определили ленинградские архитекторы послевоенного времени. Именно они привнесли новаторские решения в планировку новых районов севера города, ставших образцами для других советских мегаполисов. Прошедшие войну зодчие хотели сделать Ленинград городом света и зелени, широких магистралей и домов с просторными квартирами. Одним из тех, кто восстанавливал Северную Пальмиру после войны, был Лев Вертоусов. О своем учителе рассказал обозревателю нашей газеты Алексею МИРОНОВУ преподаватель архитектуры, а в недавнем прошлом зампред комитета градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга Виктор ПОЛИЩУК.

Гвардейское соединение зодчих |   Л. К. Вертоусов через сорок лет на месте боев в августе 1941 г.<br>ФОТО В. ПОЛИЩУКА

Л. К. Вертоусов через сорок лет на месте боев в августе 1941 г.
ФОТО В. ПОЛИЩУКА

– Виктор Ефимович, почему вы предложили именно эту тему?

– Потому что для меня, да и для многих петербургских зодчих, вспомнить это имя – долг памяти. Лев Константинович Вертоусов был добрым и светлым человеком, настоящим профессионалом.

Когда мы познакомились, он был большим начальником. Но при этом и замечательным наставником для нас, тогда молодых архитекторов. Он передал «эстафетную палочку» целому поколению градостроителей.


– В его судьбе было что-то особенное?

– Думаю, что его жизненный путь типичен для целого поколения. 26 июня 1941 года он защитил свой дипломный проект на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института. Еще недавно казалось, впереди целая жизнь, надежды, работа, творчество...

Но уже через несколько недель Лев Константинович пошел добровольцем на войну. 11 августа 1941 года он был тяжело ранен. Произошло это близ деревни Малые Пелеши, теперь это Волосовский район Ленинградской области. Вертоусов долго пролежал в болоте рядом с телами убитых товарищей. Видимо, фашисты не добили его только потому, что приняли за мертвого. После лечения вернулся в строй, получил боевые награды, в том числе орден Славы.

Лев Вертоусов закончил войну рядовым 4-й гвардейской танковой армии, освобождавшей Прагу, и демобилизовался в конце 1945 года. Сохранилось письмо, которое он написал 18 июня 1945 года в ЛИСИ. Короткие выдержки из него: «Со Дня Победы мои мысли о дорогом моему сердцу Ленинграде, защитником которого был и я... Передавайте мой привет профессору Л. А. Ильину, в мастерской которого я учился».

Эту просьбу в альма-матер выполнить не смогли: доктор архитектуры академик Лев Александрович Ильин, автор генерального плана Ленинграда 1935 года, погиб на Невском проспекте в 1942 году – шел на работу и попал под обстрел.


– Как складывалась судьба зодчего в мирное время?

– Он спешил вернуться к любимой работе и вошел рядовым архитектором в коллектив института «Ленгипрогор» (Ленинградский институт проектирования городов) – «гвардейского соединения зодчих» северной столицы. С этим институтом была связана вся творческая жизнь Льва Константиновича.

Здесь он вырос до главного архитектора института. Будучи руководителем мастерской # 1 «Ленгипрогора», Вертоусов создавал свою школу, преподавал на архитектурном факультете ЛИСИ. Его проекты готовились не только для Ленинграда, но и более чем для 600 городов нашей страны.


– Можно сказать, что целые города созданы им или его учениками?

– Вполне. Например, он участвовал в проектировании центра Алма-Аты, который не был воплощен в полном объеме. Кроме того, Вертоусов предложил новое решение для центра Ярославля, а здания во многих городах России, спроектированные с его участием, до сих пор именуются «ленинградскими».


– Как повлиял Вертоусов на ваше творчество?

– Без малого 20 лет я проработал в «Ленгипрогоре» и прошел, как и мой учитель, путь от рядового архитектора до главного архитектора института. Помню, как Лев Константинович рассказывал нам, молодым, о «студенческом» взводе, бойцом которого он был летом 1941 года. И как бы выглядели советские города, если бы юные зодчие остались живы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5455) от 12.05.2015.


Комментарии