Грядет эпоха «суперсамов»

У первого в СССР продовольственного магазина самообслуживания широкого ассортимента сегодня «полукруглая» дата: открытому в сентябре 1970 года в Купчине универсаму «Фрунзенский» на Бухарестской улице исполняется 45. По-человечески об этом, в свое время революционном, формате хочется сказать _ «ягодка опять». Набрался опыта, избавился от недостатков, достиг в работе определенного размаха...

Грядет эпоха «суперсамов» | ФОТО Дениса Медведева

ФОТО Дениса Медведева


Справедливости ради заметим: самый ранний опыт работы по принципу «сам бери» в Советском Союзе продемонстрировала в 1954 году булочная на улице Пржевальского (ныне Столярный переулок), но она не произвела такого эффекта на потребителей из-за малых масштабов и узости ассортимента.
Зато каким потрясением для советских покупателей стали первые универсамовские торговые залы со свободной выкладкой товара, хорошо помнят нынешние пенсионеры. Это с позиций сегодняшнего дня бесконечные пирамиды однообразных консервных банок и бутылок с кефиром выглядели бы удручающе унылыми, но тогда... Ведь до 1970 года продажа товаров в любых магазинах происходила только через прилавок. И чтобы закупить стандартно-скромный набор продуктов к ужину (а иных в те поры и не бывало), нужно было выстоять небыструю очередь к продавцу, развешивающему разную еду по пакетам, кулькам и банкам, затем еще одну _ в кассу, а потом снова через толпу пробиться с чеком к прилавку, чтобы забрать покупки. Выматывающие походы в гастроном растягивались порою на часы, а ведь хозяйке, как правило, нужно было еще «забежать» в булочную и овощной...
«Фрунзенский» на Бухарестской, понятное дело, с самого начала открывали как образцово-показательный. Оборудование _ итальянское и американское. Снабжение отечественное, но, скажем так, не вполне рядовое. Магазин моментально полюбился ленинградцам, и орден Дружбы народов, которым его однажды наградили, в глазах покупателей был вполне заслуженным. Сейчас первый в стране универсам заметно расширился по площади и ассортименту, но уникальность, конечно же, утрачена. Теперь это обычный сетевой супермаркет, не лучше и не хуже десятков других.
Формирование российского ритейла по сравнению с Западом опоздало лет на тридцать и проходило в очевидно более сжатые сроки, опираясь на уже наработанный мировой опыт. Но и российская действительность подтвердила преимущества самообслуживания перед традиционной прилавочной торговлей (подсчитано: при этом формате задействованные в процессе площади увеличиваются на 30%, а продажи вырастают на 30 _ 50%). В 1970-е в СССР с самообслуживанием работало 133,5 тыс. торговых точек _ 28,2% от всего числа. В 1988-м _ 335,6 тысячи, или 63,2% (насчитывалось 1970 универсамов общей торговой площадью 1,3 млн кв. м). За 1990 _ 2000-е _ период создания, развития и расцвета российского ритейла _ радикально изменилось все: магазины, товары, покупатели, страна... И вот уже многие эксперты говорят о «засилье сетей», пророча скорую гибель маленьким магазинам...
Вопреки этим прогнозам, по наблюдению исследователей одной из ведущих маркетинговых компаний Nielsen Holdings N.V., в России в последние годы наблюдается явный рост небольших нишевых магазинов с ассортиментом на основе одной-двух категорий продуктов. То есть те самые булочные, мясные, молочные и овощные лавки, о которых думали, что они вчерашний день. По мнению экспертов Nielsen, присутствие и значимость специализированных магазинов в дальнейшем будет только возрастать, в том числе и на площадях супермаркетов.
Какое же будущее у бывших универсамов, ныне супермаркетов? По всей видимости, их ожидает вскоре очередная революция _ все технические предпосылки к тому уже существуют. В супермаркете будущего не станет штрихкодов и кассиров со сканерами _ только компьютеры. Товар промаркируют радиочастотными метками с полной информацией. А покупатели будут не только, как сейчас, набирать покупки в тележку самостоятельно, но и рассчитываться без участия персонала, при помощи системы Self Checkout. Терминал кассы считает информацию со всех меток, когда тележка подъедет к зоне расчета, и выведет общую сумму для оплаты картой или наличными. Выгружать при этом товар на кассе нет необходимости. И такой суперунивесам («суперсам») _ не фантастика. В мире уже действуют более 100 тыс. касс самообслуживания Self Checkout, которыми еженедельно пользуются 125 млн покупателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.


Комментарии