Господа, у вас воняет!

Ольфактометр. Вот такую штуку надо бы подарить Дмитрию Н. – знакомому, который уже более полугода жалуется на кальянный клуб, окопавшийся этажом ниже. Другим соседям ароматы вроде не слишком досаждают, а ему – невмочь.

Господа, у вас воняет! | Иллюстрация Brenik/shutterstock.com

Иллюстрация Brenik/shutterstock.com

Собственник «курящей» квартиры издавна сдает ее коммерсантам. Сначала все было в высшей степени солидно и культурно: в квартире был музыкальный салон. Кого-то, возможно, и беспокоили звуки классической музыки, но большинству соседей даже нравилось. Потом в квартире открылся банкетный зал (вернее, зальчик) для камерных торжеств. Жизнь в доме стала ужасающей: автомобили под окнами, музыка, крики «Горько». Жителям квартиры, расположенной над банкетным залом, было хуже всех. Они не только слышали свадьбу, но и вдыхали ее.

– Мы знали, что едят гости. Каждый разрезанный огурец благоухал в нашей комнате, – рассказал Дмитрий.

Но огурец на свадебном столе – явление временное: съели, и он перестал пахнуть. Что такое постоянный запах, граждане узнали, когда вместо банкетного зала открылся кальянный клуб. Заведение практически круглосуточное. Как говорится, «до последнего посетителя».

Сначала жители дома обратились с претензией к руководству клуба, требовали сделать вентиляцию. Вентиляцию сделали... вывели трубу во двор, как раз к входной двери и окнам. Так что запах начал проникать в комнату знакомого при включенной вентиляции – через окна, при выключенной – через пустые перекрытия.

Дмитрий как наиболее заинтересованное (и страдающее) лицо обращался и в полицию, и в администрацию своего района, и в Роспотребнадзор. Но ни помощи, ни сочувствия ни в ком не нашел.

– Они же сделали вам вентиляцию? Чего ж вы еще хотите? – спрашивали у него.

– Хочу, чтобы не воняло, – отвечал он.

Общее ощущение: у кого-то сгорели сухофрукты. Запах не противный. Но вот проходит десять минут, двадцать, час, сутки... И эта сладковатая дымная вонь становится невыносимой. И вот уже кажется, что приторным дымом пахнут волосы, руки, одежда.

– У нас нет таких экспертов, которые могли бы оценить уровень запаха, - признали в городском управлении Роспотребнадзора. Вот тогда-то и возникло желание презентовать Дмитрию ольфактометр – прибор, измеряющий интенсивность запаха. Законодательная база борьбы с вонью в России уже начинает развиваться. Возможно, совсем скоро можно будет объективно оценить: действительно ли пахнет или у гражданина аромапаранойя.

Первый шаг в развитии нормативной базы был сделан в 2015 году. Власти приняли ГОСТ 32673-2014 «Правила установления нормативов и контроля выбросов дурнопахнущих веществ в атмосферу». ГОСТ предполагает как раз использование ольфактометрии. При этом в документе содержится признание того факта, что в России пока отсутствует система нормирования запаха. Ее еще только будут разрабатывать, привлекая к этому испытуемых-добровольцев. За единицу запаха 1 Е3/м (одна единица запаха на метр кубический) будут принимать такую концентрацию, которую ощутят 50 процентов испытуемых. Собственно, ГОСТ и содержит пошаговый алгоритм разработки системы измерения запаха и определения, что же надлежит считать нормой.

Интересно, что целью этого процесса является выяснение не только вредоносности или безвредности вонючего воздуха, но и степени дискомфорта, вызванного запахом.

В будущем, как говорится в ГОСТе, предприятия, на вонючесть которых граждане постоянно жалуются, будут подвергаться ольфактометрической инвентаризации. Установление нормативов и санкций за нарушение этих нормативов - еще впереди. Пока разработаны лишь пять ступеней интенсивности запаха: первая - отсутствие ощутимого запаха; вторая – очень слабый, обычно не замечаемый, но обнаруживаемый инспектором, если он специально обращает на этот запах внимание; третья – слабый запах, обнаруживаемый инспектором, но еще не вызывающий негативной реакции; четвертая – отчетливый запах, легко замечаемый, который может вызвать негативную реакцию; пятая – запах, настолько сильный, что вызывает неприятные ощущения. Как видно, градация не слишком объективная. Объективной она станет, когда слова будут заменены цифрами и формулами.

Пока будут разработаны нормативы на кальянные ароматы, Дмитрий Н. окончательно испортит себе нервы и навеки прослывет истеричным избалованным типом. Отчасти проблемы уже начались. Когда он нашел собственника квартиры-клуба и поделился с ним своими бедами, собственник лишь оскалился в ответ. Пригрозил сдать квартиру под шашлычную:

– Вот тогда посмотрю, чем вы дышать будете...

До прошлой недели Дмитрию и посоветовать-то было нечего, кроме одного: потерпи, мол. Но несколько дней назад из прокуратуры пришла весть, способная окрылить всех противников кальянокурения и кальяно-ароматов.

Прокуратура Центрального района сообщала, что Дзержинский районный суд удовлетворил ее иск к кальянному клубу «ИП Коновалов А. Н.» в Поварском переулке, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, и приостановил деятельность заведения. Правда, пока решение суда еще не вступило в законную силу. Возможно, коммерсант будет его оспаривать.

Этот клуб по жалобам граждан прокуратура проверяла несколько раз. Сначала заведение привлекалось к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности. Потом – санитарных правил. Проверяли, как водится, не только конкретные правила, а все-все-все. Нашли: система вентиляции не соответствует требованиям, помещение не оборудовано гигиенической раковиной, не промаркирован производственный и уборочный инвентарь, отсутствуют знаки о запрете курения в помещении, отсутствует вывеска, а также не вывешены инструкции по мытью посуды и инвентаря.

В общем, все в одном большом протоколе об административном нарушении. Клуб, правда, может исправить все найденные недочеты – пункт за пунктом. И тогда, быть может, ему разрешат открыться. Но жители дома в Поварском переулке тоже настороже. Если это и случится, то в прокуратуру и Роспотребнадзор полетят новые жалобы. И так – до введения в обиход ольфактометров.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.


Комментарии