Горожанин на земле

Есть у нашей семьи недалеко от Мги участок - всего лишь шесть соток земли. И мы вот уже 45 лет все время на ней что-то выращиваем.

Горожанин на земле | Без должного контроля поди догадайся — что вырастили сами, а что перекупили. <br>ФОТО Владимира ЗИНИНА/ТАСС

Без должного контроля поди догадайся — что вырастили сами, а что перекупили.
ФОТО Владимира ЗИНИНА/ТАСС

И пусть в минувшем садово-огородном сезоне не удались картошка и помидоры, капуста и морковь, но получился отличный урожай редиса, стручковой фасоли, кабачков, огурцов, тыквы, чеснока. Порадовали яблони, малина, вишни, лещина и даже созрела кукуруза. Хрущеву, поклоннику этой культуры, очевидно, никто не рассказал, что на северо-западе кукурузу выращивали еще при царе - сажали рассадой.

Некоторые гряды на нашем участке оборачиваются по три раза. Например, сначала была редиска, затем помидоры, а между ними выросла свекла. Или сначала был горох, затем посадили шпинат. Все просто, почти конвейер. Урожай получается очень хороший, только перепревший компост подсыпай и сажай новую культуру. Ну еще различную органику применяю - до 20 кубометров в год. Часть выращенного продаю соседям и коллегам по работе - на взносы в садоводство хватает. Остальной урожай расходится среди своих.

А вот село наше порой несет убытки, и виновата в этом, как я считаю, не всегда погода. В сельском хозяйстве самое главное что? Сбыт! Вот я, например, могу вырастить несколько тонн огурцов на шести сотках, но куда их деть?

Наш город (подумать только!) питается в основном с колес: 95% овощей и фруктов привозные, большей частью импортные. И что получается: продавцы, как правило, иностранцы (из наших бывших), продукция импортная, для города выгода минимальная.

В 80-е годы прошлого века довелось мне торговать несколько раз на Сенном рынке своей клубникой. До сих пор вспоминаю, какой там тогда был порядок. Желающим продать, что сам вырастил, предоставляли место, выдавали белые фартуки и нарукавники, весы, гири, лотки и совки для продукции. Проводился ее санитарный анализ. Гнильем там точно никто не торговал. Сейчас Сенной (особенно дальние ряды) - это место утилизации овощей и фруктов второго-третьего сортов. У продавцов решимость, как у гладиаторов, - продать все во что бы то ни стало и уйти с рынка.

Может быть, хватит нам надеяться, что все отрегулируется само собой. Рынком овощей и фруктов тоже нужно управлять, и должна это делать власть. Ведь для города выгодно, если увеличатся производство и ассортимент местных овощей и фруктов.

Во-первых, это усилит положительный эффект от контрсанкций на сельхозпродукцию. Во-вторых, улучшит демографию Северо-Запада. Вспомним историю: зажиточный крестьянин был многодетен. И наши фермерские хозяйства - это со временем большие семьи. В-третьих, только что сорванные овощи гораздо полезнее доставленных издалека. Наши предки очень бы удивились, узнав, что чеснок нам везут из Китая, а редис - из Израиля. В-четвертых, появятся новые рабочие места на предприятиях по производству сельхозинвентаря и оборудования. Сейчас попробуйте купить малый трактор отечественного производства или электрокультиватор большой мощности 2 - 2,5 кВт, их просто нет.

Так что же нужно сделать, чтобы ожили поля в самой далекой глубинке? Первое - развести потоки местной и импортной продукции, сделать их не зависимыми друг от друга. Самый простой способ - ярмарки для местных производителей по всему городу на самых проходимых местах и даже возле метро. Второе касается нас, горожан. Для мелких хозяйств выгодно вывозить органику из города. Например, в Финляндии собирают органический мусор на компост. И у нас в советское время собирали пищевые отходы.

Сто лет назад не было такой логистики, как сейчас, грузовых фур, рефрижераторов. Были в ограниченном количестве железнодорожные вагоны-ледники. Большая часть сельхозпродукции выращивалась здесь, возле города. И ассортимент был гораздо шире - вплоть до артишоков и ананасов. Много ли сейчас жителей Петербурга, пробовавших спаржу, устричный корень, скорцонеру?

Вот по всем мной названным причинам фермер или такой, как я, мелкий производитель до сих пор не может назвать свою землю кормилицей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии