Города тяготеют друг к другу

Генеральный директор института «Ленгипрогор» Юрий ПЕРЕЛЫГИН признался нашему журналисту Максиму САХНО в том, что не знает, соберется ли вся Россия в Москве и ее окрестностях. Разговор состоялся после завершения «круглого стола» «Урбанистические исследования как эффективный инструмент развития Петербурга-2030», который состоялся в Институте дизайна и урбанистики Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

 Города тяготеют друг к другу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Юрий Александрович, урбанистика становится все более популярной учебной дисциплиной в наших вузах. Насколько это оправдано?

– Вообще-то я был удивлен, когда узнал, что ИТМО занялся урбанистикой. Теперь я вижу, что, возможно, их подход даст результат. В нашем деле нужны междисциплинарные знания. Еще надо усилить гуманитарную составляющую в подготовке по специальности. В былые времена архитекторы учились создавать среду, потому что вопрос, откуда возьмутся люди, решал госплан. Современный урбанист должен понимать реалии, а не фантазировать на пустом месте. Еще хотелось бы, чтобы магистры годик попрактиковались, но это мое пожелание.

Также я утверждаю, что градостроитель, который не владеет масштабом мысли, рисунка, – это не градостроитель. Сто лет назад на русский перевели термин «урбан планер» – получилось «градостроительство». С тех пор возникло недопонимание, кем мы являемся – то ли архитекторами, то ли строителями. А все просто: мы работаем с объектом «город», который в 100 раз сложней, чем объект «дом». Вот почему мы всегда в своих работах, планируя города, используем данные из смежных областей. Не теоретические, а прикладные, градоведческие.


– Какие проблемы вы как профессионал видите в современной урбанистке?

– Поясню на конкретном примере. Наш институт только что закончил разработку комплексной транспортной схемы Красноярска. Это колоссальная работа, которая заняла у нас три года. И я скажу так: любые модели – немецкие, английские, наши – пишут люди. Твердых законов развития транспортных систем нет. Есть эмпирика, которая не вечна. Сложно предвидеть на 20 лет, что будет, ведь виды транспорта неизвестны.


– Но ведь градостроительство – явление консервативное: города строятся на века, на развитие их транспортной инфраструктуры бюджеты тратят миллиарды...

– В 1928 году молодая Советская республика решила заниматься восстановлением городов. Тогда был основан Гипрогор. В ту эпоху господствовало течение «конструктивизм». Выдающийся зодчий Ле Корбюзье работал в нашей стране, написал книгу об открытых пространствах. Но современный мир характеризуется трансформацией и ростом агломераций.

Урбанизация поглотила уже более половины населения Земли, и наша страна не останется в стороне. Есть прогнозы, по которым до 27 миллионов россиян переедут в Московский регион, Петербург и другие мегаполисы страны. Даже в Калифорнии Силиконовая долина тянется к городу, потому что дорого содержать выселки, такие как советские наукограды.


– Чем грозит Петербургу приток новых миллионов жителей?

– Не скажу, что в Петербурге соберется все население Северо-Западного округа, но вот 40 – 60% вполне может быть. КАД может превратиться в наше Садовое кольцо – внутригородскую магистраль. Вокруг нее поселится примерно миллион человек, все транспортные артерии будут забиты. При разработке Стратегии-2030 я высказывал свое мнение о необходимости срочного развития дорожной сети.

От себя добавлю: важно, как в Петербурге сформируется общественное самосознание. Пока в городе интересы населения четко не формулируются. На виду у всех красуются горлопаны, а всерьез поговорить о развитии мегаполиса не с кем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5505) от 22.07.2015.


Комментарии