Гнездо на вырост

Урожай можно скупить «на корню». Это когда с полей еще ничего не убрано, а то, что растет и созревает, уже продано... Про птичку «на корню» не скажешь. Тем не менее индюки и индейки, «созревающие» в птичниках агропредприятия «Труд» в Лужском районе, давно уже нашли покупателей. Через пару недель хозяйство передаст им первые партии тушек. И с этого момента «Труд» войдет в число реальных игроков российского рынка мяса индейки.

Гнездо на вырост |  По индюшиным меркам такая птичка еще... цыпленок.<br>ФОТО с сайта lenobl.ru

По индюшиным меркам такая птичка еще... цыпленок.
ФОТО с сайта lenobl.ru

Птичий рынок.
Без торгов

Особой сенсацией для нашего региона это событие не станет. Лужан опередили тосненцы. В Тосненском районе уже работает – развивается и расширяется агропредприятие «Конкорд». Об этом региональном первопроходце на ниве индейководства «СПб ведомости» рассказывали весной прошлого года (см. «Птица нашего полета», 14.05.2014).

Говорят, что первопроходцам всегда труднее. Это не совсем так. Когда на свою «взлетную полосу» выходил тосненский «Конкорд», не было кризиса, не падал рубль, не взмывал доллар, банки не так сильно зажимали кредиты и еще вполне сносными были цены на комбикорм.

Лужский «Труд» первую очередь своего проекта завершал поздней осенью прошлого года, когда экономику уже лихорадило. Однако индюшатники успели к тому времени провести инженерно-геологические изыскания, геодезические работы по размещению объектов на местности, проложили подъездные пути и инженерные коммуникации, построили три птичника на 5 тысяч индеек каждый и санпропускник. В начале декабря на предприятие завезли 16,5 тысячи цыплят индейки тяжелого кросса But Big-6.

Для любопытствующих: кроссом в птицеводстве называются гибриды пород и линий домашней птицы. Их получение (от английского cross – «скрещивание») проводится в рамках строго прописанных, довольно сложных правил и именуется кроссбридингом. Есть легкие кроссы, средние и тяжелые. Первыми двумя наши новоиспеченные индейководы пока не интересуются. О тяжелом But Big-6 рассказывают, что он отличается высокой мясной скороспелостью, потому и остается чуть ли не самым востребованным в мировом промышленном производстве идейки.

Кроссов везли из Германии («Конкорд» покупал своих в Польше). Кстати, на индюков и индеек расценки разные: за каждого «мальчика» платили по 2,90 евро, за «девочку» – по 1,44. Отдельно доплачивали за первичную ветеринарную обработку птичек, за сортировку поголовья «по половому признаку», за дебикирование.

Индюк-самец, как известно, птица агрессивная. Чтобы поумерить «каннибальский» пыл птички, индюшатам-«мальчикам» кончик верхней части клюва дебикируют – прижигают лазером. Со временем обработанная часть сама по себе отпадает, клюв становится закругленным, безопасным.

Вместе с птенцами выписали из Германии специалистов – технолога и ветеринара. Своих спецов по индейке страна пока не вырастила. В аграрных вузах и колледжах и специализации-то такой нет. Есть общая – птицеводство. С акцентом на куриное царство. А индейка – она ведь не курочка Ряба. В ее житье-бытье куча своих нюансов имеется.


Кухня для залетной цыпы

Вот, к примеру, кто бы знал, что «индейская курица» – птичка относительно холодостойкая, не сильно боящаяся морозов, – совершенно не переносит сквозняков. Чуть дунуло – и простудилась птица, шея-то у нее... голая! Во всех птичниках установлен электронный климат-контроль. И температуру техника отслеживает, и влажность, и вентиляцию воздуха. Но каким бы пристальным ни был глаз компьютера, без человеческого надзора все равно не обойтись. Причем «надзирать» приходится в полутьме: птиц держат при минимальном освещении. Говорят, что это делает их менее агрессивными.

Привередничает индюшка и по отношению к подстилке. Древесная стружка ей очень даже по нраву, но если чуть влажная – живите на ней сами... В Лужском районе и по соседству деревообрабатывающих производств предостаточно. Но прикупить подходящую стружку – негде!

Везут из Питера, с мебельных предприятий. Дороговато, конечно, выходит. Зато потом выгода. Использованную подстилку с птичьим пометом вывезут на отдельную площадку, «замесят» с торфом. Через полгода весь этот «замес» станет отличным сухим удобрением, не похожим на навозную жижу. Спрос на него уже сейчас просчитан: все окрестные деревни приросли дачно-огородными, садовыми участками. Потребность в органике у огородников неиссякаемая.

Каким именно должен быть правильный корм, тоже немецкие партнеры подсказали. В сложной рецептуре – ячмень, кукуруза, пшено, витаминный комплекс и еще полдюжины иных ингредиентов. С тем чтобы, правильно питаясь, птичка за 13 – 20 недель набрала нужный вес. Индюки 18 – 20 килограммов, индюшки – 10 – 12 кило.

За производство такой индюшачьей еды взялся Лужский комбикормовый завод. Поначалу – при непосредственном участии и контроле технологов из Германии. Наши специалисты по кормам рассказывали: чуть ли не под лупой изучали, на каком этапе производства какой ингредиент добавлять в кормовую массу.

Командует птичьим хозяйством Александр Васильевич Рущак – генеральный директор агропредприятия «Труд». Это третья его попытка найти нишу в агропромышленном комплексе Ленинградской области.


Сырная тарелка
и виртуальный гусь

Сначала была идея построить сыроварню в Выборгском районе. Делать сыр по финской технологии на финском же оборудовании. В соседней стране появились партнеры, готовые осчастливить хоть и б/ушным, но вполне еще пригодным сыродельным комплексом. Нашлось и сельхозпредприятие, готовое каждый день поставлять на сыроварню свежее молоко.

Под благую идею администрация выделила три гектара земли. И вот с ней-то началась катавасия: оформление в собственность затянулось на целых пять лет. Финны трижды понижали цены на свое стареющее оборудование. На молочных фермах сельхозпредприятия то росли, то падали надои... Одним словом, время текло сквозь пальцы, а сыроварный воз оставался на том же месте.

Идея успешно почила в бозе. Но вскоре родилась новая, тоже по первости казавшаяся реальной: гусеводство! Эта продержалась меньше пяти лет и тоже – почила... Зато виртуальные гуси вывели Александра Рущака на нужных людей с их интересными советами и правильными подсказками.

Главная подсказка заключалась в следующем. В 47-м регионе есть целевая программа «Развитие малых птицеводческих ферм в Ленинградской области в 2010 – 2015 годах». По условиям программы, птицеводческие предприятия получают субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерной инфраструктуры и животноводческих помещений в размере до 80 процентов затрат. Но не более 5 миллионов рублей по каждому виду строительства.

Плюс к этому можно получить «длинные» инвестиционные кредиты под 15 процентов годовых.

За эту подсказку наш герой и зацепился. Отцепившись одновременно от Выборгского района области и отправившись в более гостеприимный Лужский. Землю для строительства индюшачьего комплекса ему дали в «медвежьем углу» – близ деревеньки Залустежье.

Дальше началось то, через что проходят в современной России практически все – за малым, может быть, исключением – сельхозпредприятия. Банковская волокита... Вступив в программу в 2011 году, первый финансовый транш «Труд» получил только в конце 2013-го. Транш, запланированный на 2014-й, вообще где-то застрял.

Наконец, нашему герою, господину Рущаку, популярно объяснили, что денежные средства его предприятие будет получать только тогда, когда начнет выпускать готовую продукцию. То бишь мясо индейки. На какие шиши господин Рущак будет достраивать цех забоя птицы и расплачиваться с комбикормовым заводом, банкиров абсолютно не волновало. А в себестоимости производства мяса индейки, между прочим, 70 процентов приходится на корма.

Отчасти разрулить ситуацию помогает сам комбикормовый завод, отпуская пока продукцию в долг. Финансовую подпитку, насколько это возможно, обеспечивает и районная администрация.

Вообще любая положительная подвижка на районных землях сельхозназначения – под особым контролем у местной администрации. Лужский район – юг Ленинградской области – всегда считался одним из ведущих сельскохозяйственных районов региона. Но и его, ведущего, крепко потрепали аграрные «реформации» ельцинской эпохи, стерев с карты района некогда известные совхозы.


Сельхозмиграция окрестного масштаба

Впрочем, последнее десятилетие, и особенно последняя пятилетка начали возвращать району былую сельскохозяйственную значимость. Былую, но с явным отпечатком современности. Например, когда-то свинину в районе производили только небольшие фермы. Теперь здесь обосновался современный свиноводческий комплекс «Приозерный». И намечается стоительство второго – «Индаванг-Агро». Это будет еще одна «дочка» известного датского холдинга, уже пустившего корни на ленинградской земле (в Тосненском районе давно и с успехом работает его свинокомплекс «Рюрик-Агро»).

В прошлом году агрофирма «Ручьи», постоянная прописка которой в ближайшем пригороде Петербурга, прикупила сельхозпредприятие Лужского района «Новое время». Пригородному хозяйству, зажатому с одной стороны Кольцевой автодорогой, со всех остальных сторон – разрастающимся мегаполисом, стало безумно тесно в этих границах.

Лет пять назад «Ручьи» приросли землями развалившегося совхоза в Кировском районе Ленобласти. На полях этих теперь формируется кормовая база животноводческой отрасли хозяйства. В «Новом времени» агрофирма реконструирует четыре старых двора молочно-товарной фермы. И собирается строить два новых. В прошлом году, затратив 50 миллионов на весенне-полевые работы, «Ручьи» на своих новообретенных землях увеличили зерновой клин, возобновили производство картофеля. Поддержали «Новое время» сельскохозяйственной техникой.

То – «варяги». Но и свои хозяйства не отстают.

На племзаводе «Рапти», специализирующемся на производстве молока, зерна и картофеля, под завязку напичканном автоматикой, электроникой, самой современной сельхозтехникой, сейчас строят новый телятник. Хотят увеличить молочное поголовье КРС.

В агрофирме «Рассвет» наращивают производство говядины. Как известно, выработка этого вида мяса по сию пору остается провальной отраслью всего российского АПК. В Ленинградской же области «Рассвет» – единственное крупное специализированное предприятие по производству телятины и говядины на промышленной основе. В хозяйстве одновременно откармливают 11 тысяч голов молодняка крупного рогатого скота.

В общем и целом статистическая картинка агропромышленного комплекса Лужского района «в долях» выглядит так. Здесь производят 23 процента областной телятины и говядины; 16 процентов – свинины; 21 процент – зерна; по 7 процентов – молока и картофеля.

Исходя из этих показателей, в 2014 году район был признан лучшим сельскохозяйственным районом Ленобласти.

В нынешнем году его экономические показатели прирастут мясом индейки. Три уже работающих в «Труде» птичника будут давать 550 тонн продукции в год. Через полгода здесь планируют начать строительство еще двух птичников.

А пока ждут первую продукцию. Объявив, по ходу дела, конкурс среди работников предприятия на название мяса здешней индейки. Есть же такие понятия, как торговая марка, бренд. Вот пусть и у птички, выращенной в «Труде», будет имя собственное. В имени этом, по конкурсному условию, обязательно и непременно должно сохраниться название старинной лужской деревеньки, приютившей птицеводческий новодел, – Залустежье. Что-то вроде «Залустежской индейки» или «Залустежского великана».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.


Комментарии