Героизм без срока давности
Существует крылатое выражение: «Награда нашла героя». А если не нашла? Или пока еще не нашла?.. Похоже, именно так обстоит дело с живущим ныне в нашем городе бывшим командиром тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТК-17) «Архангельск» Игорем Гришковым. Восстановлением справедливости по мере сил и возможностей занимаются ныне ветераны-подводники Северного флота.
ФОТО из архива Игоря ГРИШКОВА
Подвиг, который мало кому известен, Гришков совершил 27 сентября 1991 года. Тогда на Белом море просто чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Но это чудо произошло не само собой. «Сотворивший» его командир субмарины Игорь Гришков, по мнению ветеранов, до сих пор не получил награды, которой достоин.
В тот день случилась самая последняя авария на атомном подводном флоте СССР. В момент всплытия субмарины на перископную глубину из-за заводского дефекта взорвалась ракета в стрельбовой шахте. Было решено всплыть в надводное положение и уже в таком положении бороться за спасение корабля. В перископ командир видел только разраставшийся пожар по всему горизонту обзора.
Формально ничего не нарушая, командир мог бы оставить лодку в надводном положении, ждать окончания пожара на корпусе корабля и прибытия аварийных сил Беломорской военно-морской базы. Но эта пассивность могла привести к трагическим последствиям – взрыву и разрушению корпуса субмарины. Или того хуже: если бы начался перегрев боевых блоков ракет, они могли взорваться и разлететься по всей акватории Белого моря...
Игорь Гришков взял всю ответственность на себя, действовал грамотно и хладнокровно. Он принял рискованное решение смыть водой горящее ракетное топливо, погрузившись для этого на глубину чуть больше перископной (то есть за тридцать метров), и сразу же после этого всплыть. В случае неудачи экипаж, спасая Беломорье и Северодвинск, мог погибнуть.
Борьба за крейсер была отчаянной. Катастрофы не произошло, пожар удалось ликвидировать, атомоход был сохранен и потом еще долгое время оставался в боевом строю. Тот сентябрьский день 1991 года северодвинцы могут с полным правом считать днем своего второго рождения... Как отмечают эксперты, если бы не героические действия экипажа «ТК-17», в Белом море могла бы случиться трагедия, соизмеримая с гибелью «Курска» или, еще того хуже, – с масштабом Чернобыльской аварии.
Первым из официальных гражданских лиц, кому довелось осмотреть подлодку, пришедшую после аварии в Северодвинск, был тогдашний депутат Верховного совета России от Архангельской области Альберт Буторин. Он прибыл в Северодвинск по личному указанию председателя Верховного совета (в ту пору должность занимал Руслан Хасбулатов), чтобы вместе с флотской комиссией на месте разобраться в ситуации, оценить последствия аварии и действия командира.
«Масштаб предотвращенной катастрофы грандиозен, – доложил он спикеру парламента. – Была реальная угроза взрыва лодки с ядерным боеприпасом, в результате которого практически вся акватория Белого моря могла быть подвержена радиоактивному заражению. И, как следствие, все поселения по его берегам должны были свернуть свою жизнедеятельность. Этих циклопических последствий не случилось благодаря героическим, смелым и решительным действиям командира!».
Тогда, осенью 1991 года, депутат Верховного совета предложил присвоить капитану 1-го ранга Игорю Гришкову звание «Герой Советского Союза». Однако спустя несколько месяцев Союза не стало, для армии тогда были не самые лучшие времена, да и соображения секретности были не на последнем плане. В итоге предложение «замолчали». Но ведь подвиг-то был, и он не имеет срока давности!
– Во времена Советского Союза существовало негласное правило – если на корабле произошла авария и никто при этом не погиб, то в этом случае никого из экипажа не награждали, даже если и были проявлены чудеса героизма, – отмечает доктор военных наук профессор Борис Попов. – Ныне эти негласные правила вроде уже и не действуют, но зато есть другие: награждать за героические действия при ликвидации аварий только тех, кто раньше представлялся по этому поводу, но по каким-то причинам не был награжден.
Ветераны-подводники признают, что в истории и СССР, и современной России можно найти немало людей, которые из-за негласных правил за свои подвиги так и не были представлены к награде. И, возможно даже, кто-то из них заслуживает награды больше, чем Игорь Гришков и члены его экипажа. Но ведь с кого-то надо начинать восстанавливать былую традицию нашего государства – не забывать подвиги, невзирая на «давность лет». Они считают, что Игорь Гришков достоин звания «Герой Российской Федерации», раз уж давно канул в Лету Советский Союз...
Предложение о награждении Игоря Гришкова поддержал мэр Северодвинска, направивший соответствующее письмо на имя главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова. Направили письмо главкому и ветераны-подводники. Адмирал Чирков от имени Военного совета и Главного командования ВМФ ходатайство поддержал и предложил начать оформление документов через общественную организацию. Тогда ветераны и северодвинский мэр обратились в Международную ассоциацию организаций ветеранов ВМФ и подводников. Обратились ветераны и к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко: «Надеемся, что поддержка вами нашей инициативы может быть дополнительным положительным фактором, который повлияет на результаты решения о награждении...».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5380) от 20.01.2015.
Комментарии