Главная городская газета

Генеральная репетиция на ЛАЭС-2

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Генеральная репетиция на ЛАЭС-2 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Сосновом Бору на территории новой ЛАЭС-2 началась процедура холодно-горячей обкатки, то есть генеральная репетиция запуска реакторной установки первого энергоблока. Корреспонденты «СПб ведомостей» побывали в самом его сердце - в реакторном зале - и своими глазами увидели финальные приготовления к старту. Это был последний визит представителей общественности в святая святых энергоблока, работа которого, по понятным причинам, с этого времени будет скрыта от посторонних глаз.

Холодно-горячая обкатка считается основным этапом пусконаладочных работ, который, по графику, продлится 72 дня. Весь процесс предполагает проведение целого ряда комплексных испытаний и стресс-тестов в режиме имитации реальный работы. В целом предполагается провести 107 испытаний, 29 - на холодной фазе и 78 - на горячей. Для испытаний в корпус реактора было загружено 163 имитатора тепловыделяющих сборок. При этом работы - что важно - выполняются без использования ядерного топлива и не опасны.

Обкатка реакторов ЛАЭС-2 поручена самым квалифицированным специалистам, прошедшим в должности «пускачей» энергоблоки Калининской и Ростовской АЭС. Напомним, что у этих станций и новой в Сосновом Бору идентичные системы контроля и управления.

«ЛАЭС-2 строят лучшие специалисты со всей России, - подтверждает начальник отдела информации и общественных связей Ленинградской АЭС-2 Николай Кашин. - Здесь им создаются максимальные условия для работы, предоставляется жилье. Однако дефицит кадров все равно есть. Не хватает именно рабочих рук: монтажников, сварщиков, геодезистов. К сожалению, квалифицированных специалистов этого уровня в России очень мало. Случайных людей на стройке нет, в атомной отрасли это недопустимо».

Основная миссия ЛАЭС-2 - замена ЛАЭС-1 после планового вывода ее мощностей из эксплуатации в 2019 - 2020 годах. Проектная мощность новой станции (четыре блока) на 800 МВт больше действующей, то есть она не только заместит выведенные из эксплуатации ресурсы, но и будет выдавать энергии больше. Расчетный срок службы нового энергоблока - 60 лет. Окончательный ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока запланирован на 2018 год.

...Поднявшись по узким металлическим лестницам и пройдя по лабиринтам коридоров, мы оказываемся в реакторном зале. Особую атмосферу здесь создает огромный «полярный» (то есть круговой) кран грузоподъемностью 360 тонн. Его захват, словно рука огромного робота, медленно движется под куполом шахты. Именно он выполнял строительно-монтажные и подъемно-транспортные операции, включая сборку реактора и другого тяжеловесного оборудования. А на этапе пуска с его помощью будут устанавливаться контейнеры со свежим топливом.

«На данный момент на блоке выполняются пусконаладочные работы, главная цель которых - убедиться, что все системы оборудования и блок в целом готовы к физическому пуску, - объясняет заместитель главного инженера по инженерной поддержке Александр Беляев. - А отсчет жизни блока начинается с момента завоза топлива в центральный реакторный зал и установки первой кассеты в реакторе. Именно в этот момент начинает биться сердце блока. Пока же мы говорим о репетиции этого торжественного и ответственного события».

Реактор ВВЭР-1200, о котором мы уже рассказывали нашим читателям, использует в качестве теплоносителя и замедлителя нейтронов воду. Он полностью готов к старту. Что касается безопасности объекта, то, по словам заместителя начальника реакторного цеха Александра Бесчастнова, проектом предусмотрена двойная защитная оболочка реакторного зала - наружная и внутренняя. Эта конструкция обладает большей надежностью по сравнению с действовавшими ранее и является новым шагом в повышении безопасности АЭС. Она готова выдержать различные виды внешних воздействий, в том числе землетрясение, ураган, смерч, падение самолета, взрыв. То есть такая авария, как на «Фукусиме», на нашем энергоблоке исключена.

«На данный момент ни одна из действующих станций в мире не оснащена подобной конфигурацией систем безопасности», - с гордостью заметил Александр Викторович.

Одной из наиболее интересных систем безопасности является ловушка расплава. Она располагается в шахте непосредственно под атомным реактором и заглублена на 7,15 м. Ловушка - это конусообразная металлическая конструкция весом около 800 тонн, служащая для локализации расплава активной зоны. Это одно из технических средств пассивной защиты, предназначенное для улавливания жидких и твердых радиоактивных материалов в гипотетическом случае аварийного разрушения реактора АЭС.

После реакторного зала мы отправляемся в турбинный цех, поражающий масштабностью и количеством оборудования, в котором сразу узнаются родные агрегаты, созданные на знаменитых петербургских предприятиях «Силовые машины» и «Электросила». Кстати, все основные агрегаты новой АЭС - российские.

«Безусловно, импортная техника тоже есть, - уточняет заместитель главного инженера Александр Беляев. - К примеру, оборудование для электрического цеха, который имеет сложное название - комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией 330 кВ (КРУЭ), было поставлено из Южной Кореи. В некоторых случаях отказываться от качественного оборудования только потому, что оно импортное, не всегда целесообразно ни с качественной, ни с экономической точек зрения».

«Оборудование нашего цеха предназначено для приема электрической энергии напряжением 330 кВ, которую предстоит вырабатывать Ленинградской АЭС в процессе эксплуатации, и ее выдачи в единую энергосистему Северо-Запада», - объяснил заместитель начальника электрического цеха Владимир Артамонов.

В сам цех, где уже смонтировано почти две сотни единиц высоковольтного оборудования, нас не пустили из соображений техники безопасности. Зато мы услышали характерное потрескивание, которое, как пояснил Владимир Александрович, называется эффектом коронации и свидетельствует о присутствии высокого напряжения.

Два строения делают ЛАЭС-2 узнаваемой издалека - это башенно-испарительные градирни по 150 метров высотой, предназначенные для охлаждения пароконденсата.

...Под занавес нашей экскурсии специалисты опровергли байки о том, что скоро в мире закончится ядерное топливо. По их словам, очередной шаг в развитии отрасли - замкнутый топливный ядерный цикл, при котором отработанное ядерное топливо будет перерабатываться и использоваться в реакторах заново.

Ранее по теме:

Толчок турбины. До этого события на ЛАЭС-2 осталось меньше года
Когда шестой – первый. Петербургские машиностроители помогли атомщикам создать энергоблок нового поколения
Блок угрозам. Эксперты не боятся ЛАЭС-2

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook