Где тут у вас цивильный туалет?

Предполагалось, что публикация эта будет полна гнева и патетики. И начало могло быть примерно таким: мол, уровень развития общества определяется, кроме всего прочего, чистотой и оборудованием тех мест, где это самое общество отправляет естественные надобности. Сиречь – туалетов! А дальше газета привела бы несколько разъяренных отзывов читателей и собственные впечатления о туалете, расположенном перед входом на Южное кладбище, самое большое в Европе.

 Где тут у вас цивильный туалет? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зрелище, надо признать, не для впечатлительных натур. Зато есть возможность изучить историю туалетов. Разумеется, для тех, кто испытывает интерес к подобного рода вопросам. Будка над выгребной ямой. С одной стороны «М» на три дырки в полу, с другой – такое же отделение «Ж». Никаких кабинок, все происходит в общественном пространстве. Жуткий запах ощущается от рынка цветов у кладбищенской ограды до скульптуры Плакальщицы на центральной аллее.

Но патетической публикации не суждено было состояться, чему редакция, признаться, только рада. И руководство кладбища, и городской комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, и «Водоканал», и Ассоциация предприятий похоронной отрасли проблему не только признали, но и добавили к общей картине несколько подробностей.

– Этот туалет мы называем валуевским, – рассказал директор городской спецслужбы по вопросам похоронного дела Андрей Молдованов. – В прошлом году Николай Валуев, посетив кладбище, побывал и в этом туалете. Остался, конечно, очень недоволен. Валуевского туалета давно уже не должно было быть. Разнообразные санитарные и прочие нормативы не дозволяют иметь такое сооружение в общественных местах. Тем более летом. Так что мы закроем его, как до того уже закрыли несколько выгребных ям на территории кладбища.

Однако, прежде чем закрыть, придется руководству кладбища подумать о замене.

– Прямо перед валуевским туалетом мы установим модульную кабину на два места, какие сейчас стоят на многих городских улицах, – отметила вице-президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Вероника Лутковская. – Сложность в том, что такой модуль необходимо подключать к воде. Думаю, к середине июня управимся.

Сегодня на огромной территории кладбища уже установлены 14 стандартных синих кабинок-туалетов. Бесплатных. И без воды. Возможно, поэтому они и не блещут чистотой. А по запаху вполне могут соперничать с валуевской выгребной ямой. Разумеется, в миниатюре.

Как совместить бесплатное с чистым? И можно ли их совместить?

В прошлом году в канун одного из православных праздников руководство кладбища, как обычно перед особенным наплывом людей, обратилось к районному руководству с просьбой обеспечить дополнительное количество синих кабин. Обеспечили. Но на беду начали взимать плату за посещение. И случился бунт. Пришлось особым письмом срочно просить районное руководство сделать туалеты бесплатными.

– О развитии канализования (даже элементарного) и об установке дополнительных модулей можно говорить только после того, как на кладбище будет вода, – отметила заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Лидия Громова. – А у нас на Южном вода только-только появилась после долгого перерыва. Спасибо «Водоканалу» – за свой счет проложил.

И это правда. В апреле был проложен новый водопровод – 3,5 километра. Теперь на территории кладбища уже есть три «водопоя». И обещают удлинять летний водопровод на 200 метров в год. Значит, уже можно готовиться и к следующему шагу – к обдумыванию системы канализации. Такой, чтобы был теплый туалет, унитаз и прочие блага цивилизации.

Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела еще два года назад обращалась в «Водоканал» по поводу подключения Южного (разумеется, не всего, а лишь отдельных сооружений) к системе канализации. Однако тогда вопрос не вышел за рамки теории. «Водоканал» выдал технические условия на сброс бытовых сточных вод объемом до 10 кубометров в сутки, а также – поверхностных сточных вод. Предполагалось, что представители похоронной отрасли (будь то руководство Южного кладбища, ассоциации, городского комитета по предпринимательству или спецслужбы) самостоятельно возьмутся строить локальные очистные сооружения (ЛОС) и сети с той разветвленностью, с какой считают целесообразным. Однако тогда, в 2013 году, проект завис. Никто к нему с тех пор не обращался.

Как пояснили «СПб ведомостям» в «Водоканале», сейчас существуют два варианта отведения бытовых сточных вод от кладбища. Первый – строительство канализационной насосной станции и трубопровода из двух «ниток» диаметром по 160 мм и длиной примерно по 2,2 километра. Причем трубопровод «Водоканал» берется построить сам. Ну а станция и внутренние сети – за Спецслужбой Санкт-Петербурга по похоронному делу, основным здешним абонентом.

Вторым вариантом специалисты «Водоканала» называют строительство при кладбище очистных сооружений. При этом очищенные стоки можно будет сбрасывать прямо в мелиоративную канаву. Похожая система – в скромном масштабе – уже работает на Южном, обеспечивая нужды сотрудников кладбища. В административных-то зданиях у них есть и вода и канализация!

Какой вариант выбрать, кладбищенское руководство пока затрудняется ответить. А вот кое-какие усовершенствования валуевского туалета уже произведены: руководство Южного кладбища задумалось об использовании (хоть изредка) биодобавок, которые уничтожают или приглушают запах выгребной ямы; в отделении «Ж» появились дверцы, которые позволяют слегка отгородиться от мира. Впрочем, руководство Южного кладбища и других профильных заведений и организаций утверждает, что дверцы установлены не вместо решения проблемы, а перед ним. Все равно обещано скорое прощание с выгребной ямой и встреча с чем-то более цивилизованным. А то ведь действительно, по чистоте и благоустройству отхожих мест можно определить уровень общества.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии