Главная городская газета

Где «телега», а где «лошадь»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Ленобласть: выходные без большегрузов

Движение грузовиков будет ограничено на 23 дорогах 78 региона, где поток автомобилей наиболее интенсивен. Читать полностью

В автобусах Ленобласти к оплате примут «Подорожник»

Вводить новшество планируется поэтапно, до конца текущего года. Каковы детали проекта?
Читать полностью

Гастролер в стаканчике атакует магазины Петербурга

Мороженое в Северную столицу откуда только ни везут - даже из Сибири. И надо понимать, что чем длиннее его дорога к прилавку, тем больше риска купить «неправильный» продукт. Читать полностью

«Меркурий» проследит за молоком?

«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку. Читать полностью

Кто в должниках у ЖКХ, или развод по-петербургски

История с квитанциями, в которых числились долги по квартплате десятилетней давности, далека от завершения. Потому каждой из 418 тысяч семей, которые получили подобное извещение, стоит разобраться в вопросе и вооружиться некоторыми знаниями. Читать полностью

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью
Где «телега», а где «лошадь» | ФОТО overcrew/shutterstock.com

ФОТО overcrew/shutterstock.com

Не так давно городскому комитету по природопользованию было поручено создать рабочую группу для подготовки законопроекта «О химической безопасности в Санкт-Петербурге». Ну что же, подумалось, очень нужное решение, да и постановка вопроса на сей раз конкретная – создать закон, защищающий жителей нашего города от угроз химического характера. Специалисты говорят о необходимости этого уже лет десять. Вот только есть одно но...

По данным ООН, в международной статистической системе CAS, которая занимается учетом химических веществ и соединений с 1957 года, ежедневно обновляется информация о 15 тысячах единиц такой продукции. А всего на 2014 год зарегистрировано около 90 миллионов синтезированных веществ. В то же время из их общего количества, взятого на учет, учеными полностью исследовано не более 1%! Есть мнение, что через некоторое время где-то может быть синтезировано вещество, со свойствами которого человечество не сможет справиться. Уже сейчас, по тем же официальным данным ООН, заболевание каждого третьего европейца вызвано неблагоприятной химической обстановкой в зоне проживания или работы, а ущерб от влияния таких факторов на экономику стран Евросоюза ежегодно достигает 700 – 900 миллиардов евро. В этой связи в ЕС с 2000 года, например, реализуется так называемый регламент REACH. В его основе лежат учет и регулирование использования всех обращаемых на территории стран Евросоюза химических веществ, а оборот более ста новых синтезированных веществ просто запрещен.

А вот как складывается ситуация в нашем городе. Еще в 2008 году региональный токсиколого-гигиенический информационный центр «ТОКСИ» вместе со специалистами Института токсикологии Федерального медико-биологического агентства и Роспотребнадзора провел исследования. Выяснилось, что в Петербурге не менее 600 предприятий ежегодно использовали до 14 миллионов тонн потенциально опасных химических веществ. И еще почти 60 млн тонн ежегодно транзитом провозилось через северную столицу. С учетом предусмотренных ГОСТами и СаНПиНами потерь сотни тысяч тонн химических веществ (ХВ) в процессе оборота на территории города ежегодно уходят в окружающую среду!

Конкретный пример: в 2007 году, по расчетам специалистов, в атмосферу, почву и открытые водные бассейны Колпинского района должно было попасть около 100 тонн химических веществ, обладающих аллергенными и канцерогенными свойствами. Такие нагрузки в значительной степени снижают качество жизни в городе. Об этом говорят результаты социально-гигиенического мониторинга, который в течение последних 15 лет проводит Роспотребнадзор, и наблюдения НИИ гриппа РАМН. Специалисты пришли к заключению, что рост в городе детской и юношеской заболеваемости непосредственно связан с химическим фактором. По данным Социально-экологического союза Санкт-Петербурга, северная столица находится на первом месте среди регионов России по смертности от онкологических заболеваний, а по уровню заболеваемости иными экологически обусловленными болезнями (новообразования, врожденные аномалии, астма и т. д.) опережает другие субъекты РФ, в том числе и Москву. Около тысячи наименований химических веществ и их смесей, оборачиваемых на территории города, могут представлять интерес для террористов. При этом до сих пор в Петербурге нет органа государственной власти, который вел бы систематизированный учет обращения химических веществ.

Мой опыт работы в составе группы ученых-токсикологов подсказывает: перед тем как начать работу над законом «О химической безопасности в Санкт-Петербурге», следовало бы задаться следующим вопросом: каким правовым актом российского законодательства определен предмет ведения «обеспечение химической безопасности»?

Судите сами. Перед тем как начинать работу над законом «О химической безопасности в Санкт-Петербурге», следовало бы задаться вопросом: «Каким правовым актом российского законодательства определен предмет ведения «обеспечение химической безопасности»?». Иными словами – сказал ли законодатель о том, что есть вот такая проблема и ее надо решать. Наделил ли он кого-либо полномочиями в обеспечении химической безопасности населения? Такого акта в российском законодательстве на сегодня нет! С этим еще год назад согласился комитет по законодательству ЗакСа. А без такого документа вся деятельность на данном направлении формально должна считаться «не имеющей правовых оснований»...

Мне могут возразить: а как же опубликованные в 2003 и 2013 годах «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до...», утвержденные президентом? К сожалению, это не законодательный документ, он не может устанавливать предмет ведения, в том числе и «обеспечение химической безопасности». По сути, обеспечение такой безопасности как задача не закреплено за исполнительными органами власти.

Вокруг какого же правового основания рабочая группа будет тогда строить закон?..

Возникает и второй вопрос: а правомерно ли, даже при наличии конституционных полномочий у Петербурга, но при отсутствии в российском законодательстве понятия и определения самого предмета ведения начинать с подготовки (принятия) закона, который должен регулировать правовые отношения в неустановленной сфере?..

Иными словами, для решения проблемы на региональном уровне необходимо сначала определить законодательно предмет ведения – «обеспечение химической безопасности» – и закрепить компетенцию органов государственной власти в этой сфере.

В настоящее время ст. 12 Устава нашего города «Предметы ведения Санкт-Петербурга» обеспечение химической безопасности задачей органов государственной власти не называет. Вместе с тем подпунктом 14 этой же статьи указаны «другие вопросы, не отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и Санкт-Петербурга». Это как раз наш случай.

Таким образом, в соответствии с Конституцией и федеральным законом е 184-99 г. предмет ведения должен быть назван в Уставе города. И, повторим, этому должно предшествовать принятие отдельного регионального закона, устанавливающего предмет ведения «обеспечение химической безопасности» и дополняющего ст. 12 Устава Санкт-Петербурга полномочиями органов власти города в данной сфере. Оттягивать решение этой проблемы уже нельзя, ведь речь идет о защите здоровья наших граждан.

Юрий ДМИТРИЕВ,
главный специалист регионального токсиколого-гигиенического
информационного центра «ТОКСИ»

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook