Где ступала Царица Небесная

Осенью 1990 года в Ленинграде, в запасниках Музея истории религии и атеизма, который тогда выезжал из здания Казанского собора, были обнаружены зашитые в рогожку мощи, не зафиксированные ни в одном инвентарном акте музея. Специально созданная комиссия провела расследование и пришла к выводу, что это мощи преподобного Серафима Саровского. Летом 1991 года останки святого старца были доставлены в поселок Дивеево Нижегородской области и упокоены в знаменитой Серафимо-Дивеевской обители, куда на протяжении почти двух столетий тянется нескончаемый поток паломников и туристов.

Где ступала Царица Небесная | Дивеево просторно и светло. ФОТО АВТОРА

Дивеево просторно и светло. ФОТО АВТОРА

Четвертый удел

Раньше о Дивееве я ничего не знала и поездку туда не планировала. Однако в один прекрасный день вошла в ворота Серафимо-Дивеевского женского монастыря. И, видимо, неспроста. Согласно местному преданию, если вы попали в Дивеево, то это по личному приглашению Пресвятой Богородицы, потому что Дивеево - это ее четвертый удел после Иверии в старинной области на территории современной Грузии, греческой святой горы Афон и Киево-Печерской лавры.

На фоне бездонной небесной синевы, утопая в садах и бесчисленных цветниках и клумбах, в одну линию выстроились четыре собора и пятиярусная колокольня, расположенные на огромной территории единого комплекса Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. С высоты 75-метровой колокольни мелодичный звон одиннадцати колоколов разносится по всему селу Дивеево, которое славится богатой историей, уникальными достопримечательностями и природными источниками со святой водой.

- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из самых значимых и крупных женских монастырей в России, - рассказывает экскурсовод Юлия. - Сегодня в обители около 500 послушниц и монахинь. А на момент ее закрытия в 30-х годах прошлого века в ней были 1700 насельниц. Покровитель этих мест преподобный Серафим Саровский предсказал, что однажды эта обитель станет первой в мире женской монашеской лаврой. И судя по тому, как в наши дни здесь все активно развивается, это предсказание наверняка сбудется.

Сон на перекрестке дорог

А начиналось все с маленького села Дивеево, которое скромно приютилось на перекрестке дорог. В какой-то момент это место облюбовали для ночлега паломники, держащие путь в Саровскую обитель - Свято-Успенский мужской монастырь. В 1758 году в Дивееве остановилась рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица Агафья Мельгунова (матушка Александра). И приснился ей сон, в котором Богородица повелела построить на этом месте монастырь. У помещицы имелись средства, на которые она и построила первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц и возвела Казанский собор. Перед смертью игуменья обратилась к молодому дьякону соседнего Свято-Успенского мужского монастыря отцу Серафиму с просьбой позаботиться об основанной ею женской монашеской обители. Серафим свое обещание сдержал и на протяжении всей своей жизни всячески способствовал развитию этого места. Сегодня мощи святого Серафима хранятся в самом большом соборе монастырского комплекса - Троицком. Именно туда стекаются большие толпы паломников. Однако это не единственные мощи обители. Кроме них тут покоятся мощи еще семерых святых. Здесь же горят неугасимые свеча и лампада. А сестры, сменяя друг друга, непрестанно читают Неусыпаемую Псалтирь.

По следам Богородицы

Но главной монастырской святыней считается огороженная дорожка по насыпи вдоль семиугольного рва. Его длина, как и идущей рядом тропинки, по периметру составляет 777 метров, ширина и глубина - по три аршина (2 м 15 см по нашим мерам). Столько же аршин имеет высота насыпи из земли, выбранной сестрами монастыря из траншеи за три года непрерывного труда. Ров называется Святая Канавка. По преданию, Канавка это путь Божией Матери, который она прошла при обходе своего четвертого удела, и повелела батюшке Серафиму создать здесь «ограду до небес». Этот ров защищал общину от недобрых людей и сил зла и в прямом, и в переносном смысле. В 30-х годах прошлого века монастырь закрыли. И только в 2003 году, когда отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима, Святую Канавку восстановили.

Сегодня по аккуратно вымощенной дорожке как бы по следам Богородицы течет нескончаемый людской поток. Кто-то идет босиком. А некоторые (правда, очень редко) проползают этот путь на коленях. Считается, что если пройти по Канавке, прочитав молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз, Царица Небесная услышит и поможет.

По вечерам после ужина обходят Канавку сестры, выстроившись парами и держа в руках свечи. И совсем преображается Святая Канавка на праздник Успения, когда святую дорожку покрывают ковром из свежескошенной травы и живых цветов. Это делается для того краткого мгновения, когда по ней крестным ходом пронесут плащаницу Божией Матери. Потом люди разберут траву и цветы, засушат и будут хранить как святыню. В конце Канавки обустроено специальное место, откуда желающие могут взять горсть земли, которая, как трава и цветы отсюда, считается целебной.

Что же сообщалось в письме?

Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится пустынька Параскевы Дивеевской - музей блаженной Пашеньки Саровской. При ее жизни под окнами этого жилища целыми днями стояла толпа богомольцев. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В музее обустроена ее комната в том виде, в каком она была в те времена. Здесь можно увидеть подлинные вещи блаженной: синий сарафан и рубашку с розовыми рукавами. Она любила яркие цвета и, когда встречала почетных гостей, надевала на себя несколько сарафанов сразу. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать. Имя Пашеньки было известно и в высших кругах общества. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Юродивая передала ему запечатанное хлебным мякишем письмо якобы от самого Серафима Саровского. По преданию, государь, не выходя из кельи блаженной, прочел послание, после чего бросил письмо в огонь и заплакал. Что там было написано, так и осталось тайной. Считается, что в письме были предсказания о грядущих кровавых событиях.

Строгая жизнь в обители

Сегодня у обители кроме монастыря в Дивееве 17 скитов в окрестных селах и деревнях и три подворья: в Москве, Нижнем Новгороде и Арзамасе. На территории основного монастырского комплекса расположен медицинский центр с поликлиникой и больницей. Есть в монастыре и школа. Программа православной гимназии рассчитана на 11 лет и состоит из общеобразовательных и богословских дисциплин. В школе мальчики и девочки учатся в разных корпусах.

Для стариц предусмотрена богадельня - своеобразный дом престарелых. Сестры носят закрытые черные одежды. В общении приветливы, но немногословны. При этом монахини очень продвинуты, в том числе и в современных технологиях. «Вы бы видели, какие они фильмы снимают о своем Дивееве с помощью квадрокоптера», - свидетельствуют местные жители.

Чтобы стать монахиней, нужно пройти долгий и сложный путь. Сначала - кандидатка в послушницы, потом послушница, затем инокиня, и лишь после этого можно получить благословение на постриг. Считается, что уходить в монахи надо не от горя, а от радости и любви к Богу.

- Мы видим внешнюю сторону монашества, которая благородна и красива, - продолжает экскурсовод Юлия. - Но на самом деле это большой труд и самый настоящий подвиг. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам: ранний подъем, многочасовые молитвы, послушания.

У каждой сестры свое занятие. Кто-то убирает в храме, кто-то готовит еду, а кто-то... сушит в кухонном цехе сухарики, которые потом освящают из чугунка, принадлежавшего Серафиму Саровскому. При жизни Батюшка собственноручно готовил в нем сухарики, которыми благословлял своих многочисленных гостей. Эта традиция в обители сохранилась и по сей день. Каждый гость монастыря бесплатно получает порцию сухариков. Признаюсь, они оказались самыми вкусными, которые я когда-либо пробовала.

#Дивеево #монастырь #Серафим Саровский

Комментарии