Где споткнулся «Спотыкач»
Ровно через неделю у меня именины. О чем с утра, по традиции, объявят по всем телевизионным каналам и радиостанциям страны. Не верите? А ведь в следующий понедельник, 25 января, наверняка услышите: «Сегодня Татьянин день. Поздравляем всех Тань, Танечек и Танюшек с именинами!». Нам, Татьянам, повезло все-таки больше, чем большинству других девчонок. Наши именины – практически всенародный праздник. К тому же еще и с веселым довеском – Днем студентов.
РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
«Мелочь»
в товарообороте
«Всенародность» подтверждает и... торговля. Дотошные маркетологи, изучив спрос на товары подарочного ассортимента к означенному дню, поставили примерный знак равенства между ним и спросом на товары ко Дню влюбленных, 14 февраля. На ура идут парфюм и косметика. Расхватываются мелкобытовые принадлежности – кружки/чашки, свечи и светильники, шейные платочки и... теплые тапочки. Из съедобного в первую очередь сметают шоколад и конфеты, вместе с ними – чай и кофе.
В один строй с вышеперечисленным встает алкогольный «дивизион» со всем его разнообразием: от водки и виски до вина, шампанского и ликеров. Правда, отличие все же есть: если к 25 января больше покупают крепкие напитки, то к 14 февраля водка, к примеру, уходит из числа потребительских фаворитов.
Из всей массы горячительного маркетологи выделяют ликеры и наливки, которые, по их наблюдению, во многих универсамах в праздничные дни тоже проходят как подарочный товар. Но вряд ли его можно назвать «приятной мелочью». Большинство приличных импортных ликеров – это товар премиум-класса, в котором нижняя ценовая отметка – 750 рублей за емкость 0,5 л. А дальше – по возрастающей.
Обычные универсамы ограничиваются «потолком» в 2700 рублей. Потому как знают свою покупательскую аудиторию и представляют, сколько примерно месяцев французский Dom Benedictin будет пылиться на их полках, прежде чем кто-то случайно перепутает дверь магазина шаговой доступности с дверью винного бутика и пригреет наконец запыленного «бенедиктина».
Справедливости ради: именно на ликеры в универсамах и супермаркетах чаще всего делаются ценовые скидки. Не на весь, конечно, товарный ряд, но один-два вида ликеров всегда можно прикупить «по акции». Например, в универсамах одной известной сети на весь январь легендарный ликер-крем Baileys («Бейлис») похудел в цене на целых 200 рублей: от 902 до 702 целковых.
Тайна древних алхимиков
В международной практике специалисты относят к ликерам все алкогольные напитки, полученные путем настаивания спиртовых растворов на природном сырье. Таким образом, наливки, настойки, биттеры, бальзамы – это подвиды ликеров.
Ликер называют «детищем средневековых монастырей и уединенных лабораторий алхимиков». Имя напитку дало латинское слово liquefacere, что значит «растворяться». Было у напитка когда-то и второе именование cordials с латинским корнем cor – сердце. И то и другое названия не случайны. Поначалу ликеры считались исключительно лечебным снадобьем, в первую очередь как средство от сердечных недугов.
Первые ликеры были созданы в конце XIII века. Составляя лекарства, знахари экспериментировали с настоями трав и ягод, чтобы придать снадобью целебное свойство. Лекарства получались горькими, к ним стали добавлять мед. Так появились ликеры.
Только спустя четыре столетия напитки официально были признаны при королевских дворах. С тех пор постепенно начали забывать об их целебных свойствах и ценить напиток исключительно за сладостный вкус и не менее сладостный запах. Золотым веком ликеров считают ХIX век. Именно тогда были созданы ликеры, известные во всем мире и по сей день, – «Кюрасао», «Куантро», «Шартрез», «Гран-Марнье», «Гальяно», «Бенедиктин».
Тогда же был налажен импорт ликеров в Россию. Вместе с импортом торговлю наводнил... фальсификат. Подтверждение чему можно найти в известном Словаре Брокгауза и Эфрона.
Интересно, что спустя ровно сто лет – в начале 1990-х годов – через ликерный суррогат прошла и новая Россия. Тогда торговлю объявили свободной и на прилавки хлынул поток всяких «амаретто» и «шартрезов» якобы иностранного производства. На самом деле – набодяженных в подпольно-подвальных цехах. На прилавках еще появлялись наши родные наливочки – «Сливянка», «Запеканка», «Спотыкач». Но куда там... Нам этикетку-дурилку Made in Itali подавай!
Пройдет целое десятилетие, прежде чем ликерный рынок стабилизируется, производители определят свои ниши, а потребитель научится на нем ориентироваться. Кстати, лучшими «ориентировщиками» стали дамы. Эксперты рынка определили целевую аудиторию ликерного сегмента. На 98,2% она состоит из женщин. Две трети из них – дамы старше 40 лет.
В общих чертах технология производства ликеров/наливок/настоек выглядит так. Фрукты, ягоды или растения настаивают (вымачивают) в чистом спирте или бренди в течение нескольких месяцев. Потом полученную смесь фильтруют, в нее добавляют дистиллированную воду, сахар или мед и некоторые ингредиенты.
Все ликеры специалисты делят на три группы. К первой относятся самые древние, секреты приготовления которых известны очень узкому кругу лиц.
Во вторую группу входят марочные высококачественные ликеры, которые начали производить после появления экзотических фруктов в Европе. Их используют для составления коктейлей. На этом поле, кстати, успешно экспериментируют китайские производители. Но их напитки, как правило, с четко выраженными национальными особенностями: с соком личи и лепестками роз, а также с маракуйей и цветками лотоса. Недавно цветочную тему подхватили в Европе – выпустили фиолетовый ликер с ароматом фиалки.
И, наконец, третья группа – современные и самые сладкие ликеры-кремы. Ирландцам, например, удалось соединить несоединимое: они разработали формулу, которая позволяет избежать свертывания сливок при контакте с алкоголем. Родоначальником сливочных ликеров-кремов считается упомянутый выше «Бейлис». В нынешнем году рюмочкой «Бейлиса» можно будет отметить его 42-летие – создали этот напиток в 1974 году. Несмотря на то что группа ликеров-кремов постоянно пополняется, «Бейлис» по-прежнему первый. Каждый год в мире выпивают более 50 миллионов бутылок этого ликера.
Ликер/наливка
По крепости все ликеры тоже делятся на три группы. От крепости зависит и их предназначение.
* Крепкие: 35 – 45% спирта. Их можно добавлять в горячий чай или кофе, а можно подавать в маленьких ликерных рюмочках.
* Десертные: 25 – 30% спирта. Ценители, как правило, завершают ими ужин.
* Ликеры-кремы: 16 – 23% спирта.
В ходе соцопроса любительницам сладкого «горячительного» было предложено назвать страны – производители ликеров, пользующиеся наибольшим доверием. В тройку лидеров вошли Ирландия, Италия и Великобритания. В разряде «другие страны» не на последнем месте оказалась Россия!
А чем мы, собственно говоря, хуже?.. С нашими-то ликерами, имя которых – наливки.
Я бы от наливочки в честь праздника не отказалась... Года три назад один наш известный производитель ликероводочных изделий вывел на линейку уникальную наливку, приготовленную по старорусским рецептам. Хоть бы раз продегустировать! Увы, но пока сделать это можно только на продовольственных и винодельческих выставках-ярмарках в Германии, Франции и прочих дальних странах-государствах. Иногда у нас, в России, тоже на выставках-ярмарках. До розничной торговли наливочка эта доходит редко.
Впрочем, если внимательно поизучать прилавки магазинов Петербурга, то окажется, что вообще наливочку на них найти не так-то просто. Даже «Спотыкач» где-то споткнулся, не добравшись до нашего прилавка...
Производитель сетует: «Наши наливки задавлены ликерами. Зачастую, чтобы пробиться к широкому потребителю, приходится писать на этикетках: «Ликер». По большому счету разницы в этих напитках нет. Но особенности в технологии присутствуют. Тем более если настойка делается по оригинальной рецептуре».
Засветившись на международных выставках, наши наливочки (вместе с традиционными «Сливянкой», «Запеканкой» и иже с ними) проторили путь к потребителю в дальнее зарубежье. Там они и позиционируются как russian liquor – «русский ликер».
«И стоимость его, – уточняют маркетологи, – там раз в пять выше, чем она может быть и есть в отечественной торговле».
«М-да...» – призадумалась я, припомнив, что цена бутылочки russian liquor на родном прилавке 250 – 320 рублей.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем повысились на 1,3% (с начала года – на 14,6%).
Плодоовощная продукция стала дороже в среднем на 7,2%. Помидоры подорожали на 33,9%, капуста – на 12,0, апельсины – на 4,9%. При этом отмечалось снижение цен на морковь – 5,7, картофель – 4,6, яблоки – 2,9%. Рост цен на масло подсолнечное составил 4,5%, на яйца – 3,5, на сельдь соленую – 3,1%. Сахарный песок стал дешевле на 4,7%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах декабря составила 4265 рублей 20 копеек в расчете на месяц, что на 42 рубля 64 копейки выше, чем в ноябре. За минувший 2015 год стоимость минимального набора продуктов питания поднялась в цене на 387 рублей 98 копеек.
Из непродовольственных товаров отмечался значительный рост цен на стиральные машины – 29,1%, телевизоры – 27,5, утюги – 25,0, холодильники – 22,2%.
Стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля возросла на 34,1%. Услуги в сфере зарубежного туризма подорожали в среднем на 26,5%. Услуги автострахования стали дороже на 2,2%.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.
Комментарии