Где деньги, Фань?

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов заявил, что уже в 2017 году для еще большего привлечения в РФ гостей из Китая предполагается запустить рекламу на таких близких китайцам интернет-ресурсах, как сервис микроблогов Weibo, мессенджер WeChat, и других. Однако многие уже в открытую говорят, что главным бенефициаром расширения турпотока из КНР становятся китайские же компании.

 Где деньги, Фань? | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Статистика радует тех, кто управляет процессом: по данным туристической ассоциации «Мир без границ», только с 1 по 9 мая в Москве и Петербурге побывали свыше 15,5 тыс. туристов из Китая. А в первом квартале 2017-го в рамках безвизового группового туристического обмена в нашу страну приехали 57 тысяч гостей из КНР. Исполнительный директор ассоциации Светлана Пятихатка уверена: в этом году поток гостей из Поднебесной в Россию вновь значительно увеличится, побив прежние рекорды. Однако «на местах» по-прежнему задаются вопросом, насколько такие темпы привлечения китайцев соотносятся с банальной экономической выгодой.

«Надо не просто привлекать больше туристов. Задача прежде всего в том, чтобы сделать туризм выгодным и безопасным», - полагает Виктория Баргачева, руководитель Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка. В связи с этим многие страны мира не гонятся за количеством, предпочитая привлекать пусть и не так много туристов, но именно тех, кто готов пополнять местные бюджеты и тем самым поддерживать региональный бизнес. Например, в КНР с 2015 года началось поэтапное воплощение в жизнь программы защиты экономики внутри страны. Для каждого района была определена «минимальная стоимость турпакета», и, если кто-то занижает ее, это становится признаком правонарушения и поводом для проверки. Аналогичные меры предприняты в Таиланде, Бутане и ряде других стран мира.

По словам Виктории Баргачевой, с началом туристического сезона 2017 года на рынке обслуживания безвизовых групп из КНР в Петербурге и Москве «мы проснулись в новой реальности». «Приезжающим в Россию туристам из Китая рассказывают, что для повышения налоговых отчислений в бюджет и обеспечения бесплатных социальных льгот местному населению каждый турист должен потратить в РФ определенную сумму, - говорит она. - По версии некоторых нелегальных турфирм, эта сумма достигает $500 с человека. В связи с чем китайских туристов принуждают к тратам, объясняя это местными обычаями и практикой». Однако на самом деле ни в наш бюджет, ни даже в карман официальных турфирм эти деньги, как правило, не попадают: тратятся они чаще всего не в обычных, а в особых, «одобренных», магазинах.

Под таким термином обычно подразумевают собственные торговые точки китайских предпринимателей. Чаще всего - закрытые магазины, сделанные специально под китайцев. Хозяевами таких точек являются граждане Поднебесной, а товар, продаваемый в этих магазинах, - произведенным в КНР. Знающие люди в курсе и пропорций, в которых делят прибыль. Как правило, 10% от стоимости покупки напрямую переводят в китайскую турфирму, 35% (в основном наличными) получают турлидер группы из КНР и местный псевдогид, а остальное достается владельцам магазина. Которые, как вы догадались (даже в том случае, если формально они к Китаю отношения не имеют), тоже тесно связаны с китайскими фирмами. «Доходит до того, что приведенных в такое заведение туристов вынуждают совершать траты на заранее оговоренную сумму, объясняя это требованием местного закона, а от покупок в иных местах всячески ограждают», - утверждает Баргачева.

И приводит массу примеров, указывая на наличие в Петербурге целого ряда «одобренных» точек продаж. По оценке эксперта, сегодня в нашем городе находится не менее пяти магазинов, которые работают по указанной выше схеме. В их числе Баргачева называет даже учреждение, расположенное на территории музея в Петропавловской крепости. «Там особенно удобно рассказывать туристам о том, что все деньги, которые они тратят, идут напрямую в бюджет на пенсии гражданам РФ, - говорит она. - Ведь расположен он на территории государственного музея, в сердце города».

В числе торговых точек, работающих в качестве «закрытых» магазинов, также называют одну из расположенных на Аптекарской набережной, на набережной Обводного канала и некоторые другие. Причем профессионалы знают и как они работают, и кто является их настоящим хозяином.

«Сегодня нам - турфирмам, гидам и даже администрации города - остается только молча стоять в сторонке и удивляться тому, как красиво, быстро и хитро наш город превратили в бесплатную декорацию для своего «закрытого» приема недобросовестные предприниматели», - подводит итог Виктория Баргачева.

Впрочем, не только она удивляется легкости, с которой мы сами отдаем зачастую нелегальному бизнесу большие потенциальные доходы. К примеру, генеральный директор петербургского туроператора «Бест-драйв» Кира Журавская, долгое время боровшаяся за возможность присоединения к программе обслуживания безвизовых китайских туристов, удивляется, почему за присоединение к системе China Friendly взимает плату не Ростуризм, а частная компания. А также тому, что за организацию мероприятия по поводу российско-китайского сотрудничества 3,8 млн рублей в рамках госзаказа безальтернативно получило ООО, входящее в структуру ассоциации «Мир без границ».

«Все идет к тому, что путем одобрения новых поправок к межправительственному соглашению с Китаем об обмене безвизовыми группами туристов протащат такие новинки, которые приведут к еще большим негативным последствиям для честного российского бизнеса, - считает Журавская. - Если эти поправки удастся пропихнуть, наших гидов поменяют на китайских сопровождающих, а затем устранят с рынка и неугодных туроператоров».

И тогда спрашивать, куда деваются доходы от сотен тысяч туристов, приезжающих в Петербург, станет еще сложнее.

КСТАТИ

По данным регионального директора Всемирной туристской организации по Азиатско-Тихоокеанскому региону Сюй Цзина, число китайских туристов, совершивших в 2016 году поездки за рубеж, достигло 135 млн, а их расходы в заграничных поездках превысили $260 миллиардов. При этом гости из КНР в 2016-м стали самыми многочисленными в России: они совершили почти 1,3 млн поездок, из которых 760 тысяч - в безвизовом режиме.

#Китай #туризм #финансы

Комментарии