2Vtzqv4Hz9U

Газомоторная революция

Еще в 2013 году в рамках Петербургского международного экономического форума Смольный и «Газпром» подписали соглашение по «революционному» переводу городского транспорта на газ – более дешевый и экологичный вид топлива. Тем не менее автомобилей, работающих на метане, в северной столице все еще крайне мало, и он по-прежнему ассоциируется у горожан с кухонной конфоркой, но никак не с моторами. Наш умный и по многим позициям продвинутый город в этом смысле выглядит все еще бледно по сравнению, например, с Казанью и другими столицами регионов.

Газомоторная революция | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эта проблема обсуждалась на прошедшем недавно в Петербурге международном инновационном форуме пассажирского транспорта Smart Transport.

К переходу на альтернативное бензину газомоторное топливо (ГМТ) транспортников толкают не только правительственные распоряжения, но и объективные экономические процессы, рост количества автотранспорта и продолжающееся ужесточение экологических требований. Однако и сдерживают столь же ощутимые факторы: слабая нормативная база, путаные и избыточно сложные технические регламенты по переводу на ГМТ, повышенные требования к безопасности на заправочных станциях и связанный с этим тяжкий процесс оформления земельных участков. А главное – слабая сеть таких заправок в городе и за его пределами, почти нулевой уровень сервисного обслуживания газовой техники.

Петербургская газомоторная инфраструктура «Газпрома» на сегодняшний день сопоставима с той, что построена в крохотной Рязанской области. Богатейшая госкорпорация имеет у нас три газовые заправочные станции – на Пулковском шоссе, в Петергофе и Кингисеппе, три модуля на обычных АЗС да передвижной газозаправщик. Для региона с многомиллионным населением это почти ничего. И вот с такой слабой стартовой позиции мы должны сделать рывок, чтобы увеличить количественные показатели и пойти наконец в ногу со временем. Возможно ли это?

В петербургском филиале компании «Газпром газомоторное топливо» считают, что возможно, хотя подобные высказывания могут позволить себе только финансово обеспеченные компании. «Это длинный проект и сложная в коммерческом плане задача, – признает заместитель директора филиала Игорь Смирнов, – но нужно выполнять соглашение с городом, ведь репутация тоже многое значит». А подкрепил решимость дружественный жест Смольного, который газпромовской программе строительства автозаправок на природном газе присвоил статус стратегически важного для Петербурга инвестпроекта, что упростило оформление земельных участков хотя бы в черте города.

Общее мнение: на переходном этапе по широкому использованию природного газа в качестве ГМТ (явно затянувшемся) бизнес должен «поспешать медленно». Газовики тоже осторожны в высказываниях, хотя цифры, которые они приводят, на медлительность не указывают. Менее чем через 10 лет, согласно озвученной на форуме презентации, в Петербурге будут действовать 35 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 21 модуль на бензиновых автозаправках. В Ленобласти к этому сроку появится 19 станций и 10 модулей. Всего до 2025 г. компания намерена выполнить в регионе 85 инвестиционных проектов. Причем львиная доля новых объектов появится до 2019 г.

Современные газовые заправки будут построены на Кубинской, Саперной, Фучика, Ворошилова, Караваевской, Невельской улицах. В районе Парнаса и Колпина, на Московском шоссе и других крупных транспортных артериях на периферии города.

Сеть газовых станций в ближайшее трехлетие охватит, таким образом, практически все районы города, кроме четырех – Василеостровского, Петроградского, Адмиралтейского и Кронштадтского.

К тому времени намечено сформировать газотранспортные коридоры в Хельсинки, Москву, Вологду, Псков, Выборг, чтобы обеспечить заправку газом транзитных автомашин, продолжая расширять заправочную сеть (Петрозаводск, Приозерск и др.). По расчетам, к 2025 г. парк газобаллонных автомобилей (ГБА) в Ленобласти превысит 10 тыс. машин, а в северной столице должен вырасти до 15 тыс. Объем потребления компримированного (сжатого) природного газа, соответственно, достигнет 150 млн кубометров в регионе, а в Петербурге превысит 250-миллионную планку.

Для Западной Европы, где автомобили бегают на газе уже не одно десятилетие, это не выдающиеся рубежи. Но, оглядываясь опять же на исходные позиции, нельзя не признать эти планы заманчивыми. Особенно если принять во внимание, что в России, несмотря на бодрые заверения «сверху», распространение ГМТ продолжается не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И Петербург тут не исключение.

Между тем два из обещанных горожанам объектов появятся, по плану, уже в этом году – АГНКС на Кубинской улице и в Гатчине. Они похожи на традиционные бензозаправки, но есть и отличия. Так, для их стабильной работы не нужно использовать автозаправщики, строить хранилища топлива – стоит лишь подключиться к трубе, а вырабатывать моторное топливо компрессорные станции будут на месте, как мини-заводы. Правда, стоят они дороже обычных – около 200 – 300 млн рублей (из них около трети средств уходит на оборудование и столько же на строительство). И срок окупаемости в среднем около 10 лет – несопоставимо с привычными АЗС. Но по мере развития рынка экономическая привлекательность подобных проектов будет расти.

Сегодня газовики делают ставку на крупных потребителей ГМТ («Пассажиравтотранс» и другие перевозчики), почти не учитывая владельцев легковых автомобилей. Но когда картина изменится, вовлекать в такие проекты частных инвесторов будет значительно легче. Государство берется финансировать перевод муниципального, главным образом – пассажирского, транспорта на ГМТ. Со своей стороны, газовики стимулируют расширение рынка газобаллонных авто, предлагая предприятиям целевые займы для покупки газомоторной техники и переоборудования машин от полугода до года под 1% годовых.

В Петербурге освоить этот рынок газовикам помогают машиностроители – компания «Кировский завод Газовые технологии». Она не просто выпускает конкурентоспособное оборудование для АГНКС, а находит новые технические решения. Одно из них предусматривает модульный принцип компоновки станций, при котором набор основных элементов (блок осушки компрессора, аккумуляторы и прочее) формируется на заводе и доставляется на площадку в моноблочном исполнении. По такому принципу будут строиться заправки в Кингисеппе, Пикалеве, Горелове, что обеспечит низкие энергозатраты, высокую скорость строительства и удобство в обслуживании.

КСТАТИ

По оценкам экспертов (ГК «Транспортная интеграция»), с 2015-го по 2020 г. численность транспорта, использующего газомоторное топливо, вырастет в России почти в полтора раза – с 145,2 тыс. до 387 тыс. единиц. Объем годового потребления ГМТ в стране за тот же период увеличится с 484,5 млн кубометров до 1,9 млрд кубов. В то же время к 2020 году число автомобильных газозаправочных станций в стране вырастет, по прогнозу, в два с половиной раза – с 290 до 835.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии