Главная городская газета

Гатчина педалирует прошлое

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Гатчина педалирует прошлое | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руководство гатчинского музея-заповедника объявило войну велосипедистам. На входах в Дворцовый парк, где раньше не было никаких заграждений, установили турникеты. Эксперты не смогли сойтись во мнениях, стоит ли пускать в старинные зеленые зоны двухколесный транспорт.

Проход через парк давно собирались ограничить: чиновники сетовали, что через зеленую зону идет слишком большой поток людей, которые пытаются таким образом срезать путь. Недавно перед входами в зеленую зону появились турникеты.

Но, как выяснилось, пешеходов нововведения пока не затронут. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в пресс-службе музея-заповедника «Гатчина», установка турникетов связана с необходимостью ограничить доступ в парк велосипедистам.

Катание на велосипедах запрещено правилами пользования парка, но на деле этот запрет не всегда соблюдался. «Велосипедисты «раскатывают» дорожки, газоны и склоны, особенно это заметно в сырую погоду, весной и осенью. Восстановление требует времени и существенных затрат», — пояснили нам в пресс-службе музея-заповедника.

Кроме того, есть и второй аспект — безопасность посетителей парка. Велосипедисты обычно едут с большой скоростью. Их маршрут часто совпадает с экскурсионным, что создает опасность для туристов, посетителей с детьми и пожилых людей. Ограничение не распространяется на детские трехколесные велосипеды, подчеркнули в пресс-службе.

Количество входов в парк будет сокращено до четырех (сейчас их пять). При этом, несмотря на установку турникетов, введение входной платы не планируется, заверили в музее-заповеднике.

Активист группы «За сохранение исторической Гатчины» Александр Мителев поддерживает запрет велосипедного движения по Дворцовому парку. «Это обсуждалось и после революции, и в 1948 году, когда восстанавливался парк», — отметил наш собеседник. Он сожалеет, что, несмотря на эти дискуссии, по окончании XX века зеленая зона сформировалась как парк культуры и отдыха. На самом деле это музей под открытым небом, и его надо беречь, полагает Мителев.

Действительно, в советское время бывшие усадебные парки нередко рассматривались как парки культуры и отдыха. Сейчас наблюдается обратная тенденция. Так, ЦПКиО на Елагином острове Смольный преобразовывает в музей-заповедник, что зафиксировало бы: прогулочная функция больше не является основной. Главная же функция — сохранение объекта культурного наследия и демонстрация его посетителям.

Как рассказали нашей газете в пресс-службе парка, въезд в ЦПКиО на велосипедах возможен только по будням. По выходным парк закрывают для двухколесного транспорта, так как иначе не создать комфортные и безопасные условия для большого числа посетителей. О планах по полному запрету въезда на велосипедах в ЦПКиО в пресс-службе парка не слышали. Опыт гатчинских коллег в дирекции парка комментировать не стали.

Член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга архитектор Рафаэль Даянов в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» обратил внимание, что, например, по парку «Сан-Суси» в Потсдаме, на который равняются многие музеи-заповедники, на велосипедах ездить нельзя. В дворцовых парках Европы, как правило, если и разрешено велосипедное движение, то только по специально выделенным дорожкам.

Решение музея-заповедника в Гатчине вполне логично, считает эксперт. Если руководство парка решило, что там не должно быть велосипедистов, так тому и быть. Соседство прохожих с двухколесным транспортом крайне неудобно для всех: в отсутствие специальных велодорожек не избежать столкновений. Прежде всего это вопрос безопасности, и лишь во вторую очередь — вопрос сохранения культурного наследия, полагает Даянов.

«Велосипедисты, конечно, увеличивают нагрузку на дорожки, — рассуждает еще один наш собеседник, ландшафтный архитектор и агроном Владимир Верховых. — Но говорить о том, что колесными велосипедами можно уничтожить дворцово-парковый ансамбль, просто смешно. Что мешает делать на дорожках более устойчивое уплотнение из современных материалов?..

С точки зрения агронома, велосипедное движение надо развивать и в парках. Да, до революции общественных парков было очень мало. Тем более мы должны ценить то наследие, которое нам досталось, и использовать его для приобщения детей к здоровому образу жизни, в том числе посредством велосипедных прогулок.

Главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева в комментарии нашей газете отметила, что перед Михайловским и Летним садами установлены специальные парковки для велосипедистов. Они стоят возле будок охраны. Заезжать на велосипеде в эти сады нельзя. «У нас узкие дорожки, они не предназначены для велосипедистов», — отметила хранительница. Если разрешить по ним ездить, невзирая даже на вопросы безопасности, очень скоро на дорожках образуются колеи, а денег на постоянные ремонты нет.

Людей можно понять — им хочется покататься по парку на велосипеде и поваляться на газоне. Но старинный парк — это почти музей. Никто же не будет валяться на полу в музее или кататься там на роликах, отметила наша собеседница. По ее мнению, и город, и область должны создавать для велосипедистов новую комфортную инфраструктуру, чтобы им было где покататься.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook