Фуршет артиллеристов
«Ели-пили на войне» — так называется выставка в Музее Суворова, на которой представлены экспонаты, достаточно редко показываемые широкой публике. В первую очередь потому, что они не очень отвечают героическому образу русского воинства. Как бы сказать помягче... свидетельствуют, что моральный облик солдат и офицеров был иногда далек от идеала.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Но ведь и такое было, и в этом нет никакого криминала! — восклицает куратор выставки замдиректора музея Александр Лукирский. — Мы редко показываем, например, картину Виктора Мазуровского, мастера батальных сцен, запечатлевшего станционный буфет времен Русско-японской войны. Там солдаты и офицеры пьют и гуляют... И вот это произведение художника Николая Самокиша мы тоже практически никогда не выставляли. Причина та же: офицеры, изображенные на ней, ведут себя не вполне по уставу...
Среди экспонатов — меню ужина а-ля фуршет Михайловского артиллерийского училища. Читаем: «Водки и закуски. Осетрина и лососина. Индейка, телятина и дичь. Пломбир. Фрукты. Кофе».
Солдатский быт, конечно же, во все времена серьезно отличался от офицерского. На выставке рядом — солдатский чайник и офицерский кофейник. А как солдату в походных условиях разогреть еду? Воткнуть в землю два штыка, на них поперек положить шомпол, на него повесить котелок.
— Запрещенный уставом способ разогрева воды и пищи — казенное же имущество! — напоминает куратор выставки. — Нельзя так было делать, за это наказывали. И все равно солдаты в полевых условиях поступали именно так...
Кстати, не зря говорят, что Суворов заслужил уважение в армии в том числе и своей непритязательностью в быту. Среди экспонатов — маленький очень скромный походный чайник полководца. А еще по соседству — солдатский котел и топор.
— От государства русский солдат получал довольствие — муку (или сухари), крупу и соль, — говорит Лукирский. — Поэтому сразу вспоминается сказка про суп из топора — о том, как ловкий служивый хитростью забрал у скупой старухи все, что ему недоставало для готовки обеда. А если с другой стороны посмотреть на эту сказку? Солдат-то, понятное дело, находчивый, а старушка-то с чем осталась? Солдат ведь съел все ее припасы...
Вообще же как война разная в своих проявлениях, так и ее отображения в искусстве самые различные. От простых предметов солдатского быта до самых высоких образцов декоративно-прикладного искусства.
К примеру, после окончания войны с Наполеоном общество славило русских военачальников и их победы. Одним из первых откликнулся завод Бахметьева, выпустивший целую серию изящно ограненных стеклянных бокалов и рюмок с изображениями Кутузова, Багратиона, Платова и других победителей. Потом это поветрие уловил Императорский фарфоровый завод, выпускавший «военные тарелки» и другую посуду с изображением образцов обмундирования российских войск.
Один из наиболее ценных экспонатов выставки — бокал итальянской работы первой трети XIX века с изображением Багратиона, подаренный в 1943 году его потомками из Канады герою Сталинградской битвы Константину Рокоссовскому.
В конце XIX — начале ХХ века, когда армейские и гвардейские полки отмечали свои столетние и двухсотлетние юбилеи, одними из самых распространенных сувениров стали юбилейные стаканы. Среди экспонатов — юбилейная чарка к столетию Егерского полка с крестом за победу при Кульме, памятная чарка Павловского полка в виде офицерской шапки-гренадерки...
Что же касается Первой мировой войны, то она нашла отражение не только в зарисовках художников, но и, например, на детских открытках. На них солдат изображают дети в военной форме. На одной русский мальчик даже угощает из котелка своего ровесника из вражеской, германской, армии. Подпись гласит: «Хоть шуба овечья, да душа человечья».
Комментарии