Финский залив ждет «Сатоуми»

Каждый пятый житель Земли проживает на морских побережьях. И именно они наиболее чувствительны к глобальным изменениям климата.

Финский залив ждет «Сатоуми» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Петербург это в полной мере ощущает на себе. Теплые зимы и отсутствие устойчивого ледяного покрова на Финском заливе уже приводят к катастрофическим последствиям - зимние штормы отодвигают берег Финского залива в Курортном районе Петербурга в среднем на 50 см в год. А в районе кардиологического санатория «Черная речка» размыв за последние годы составил 25 метров, пляжи сократились вдвое. Состояние рыбных запасов, популяций морских птиц и животных также вызывает тревогу у специалистов.

Не случайно, видимо, Петербург впервые в России был выбран местом проведения 11-й международной конференции центра EMECS (Управление береговой зоны и окружающей среды замкнутых морей). По словам Валерия Михеева, ректора Российского гидрометеорологического университета, на базе которого прошла конференция, на нее собрались около 400 ученых, чиновников и экспертов из 30 стран. Особая роль отводилась делегации японской префектуры Хёго во главе с вице-губернатором Канадзава Кадузо. Именно здесь в 1994 году был учрежден международный центр EMECS. Что называется, жизнь заставила.

Префектура Хёго расположена в центре Японского архипелага. На севере выходит к побережью Японского моря, на юге - Внутреннего Японского моря (Сэто). В середине прошлого века здесь началось бурное развитие промышленности - сталелитейной, нефтяной, химической, целлюлозно-бумажной. В море хлынули огромные потоки хозяйственных и промышленных стоков. В итоге к 70-м годам ХХ века море Сэто получило печальную характеристику «мертвого». Парламент страны тогда принял закон о специальных мерах, касающихся сохранения экологии Внутреннего Японского моря. К началу века нынешнего очистке от биогенов - фосфора и азота - стали подвергаться 97% стоков. И тут выяснилось, что рыба этого не «оценила». Уловы рыбаков сократились на 67% - с 485 тыс. тонн в 1985 году до 159 тыс. тонн в 2014-м. Японские специалисты пришли к парадоксальному выводу: слишком хорошо - тоже нехорошо. Лишение стоков с суши в море биогенов делает воду «мертвой».

Отвечая на вопрос корреспондента «СПб ведомостей», представитель министерства окружающей среды Японии Цукидани Наоцугу пояснил, что «100-процентной уверенности в таком выводе нет». Но мнение ученых было услышано на государственном уровне: к закону приняты поправки и утверждена концепция «Сатоуми» по возрождению богатого и красивого моря Сэто. «Сато» на японском языке означает «зона проживания человека», «уми» - «море». Суть концепции сводится к более сдержанному и аккуратному вмешательству в экосистему.

Так, например, поступление питательных веществ (биогенов) сдерживается в летнее время, когда велик риск возникновения токсичных «красных приливов» (цветение воды, связанное с массовым размножением определенного вида водорослей). В другое время водоочистные сооружения работают в режиме, позволяющем биогенам поступать в море в определенном количестве. Практикуется выпуск молоди мор-

ских организмов и искусственная высадка полей водоросли. С этой же целью гидротехнические сооружения и укрепления (больверки) строятся с пологими откосами, позволяющими водорослям «зацепиться».

Применим ли японский опыт для восточной части Финского залива - Маркизовой лужи? Другая часть света, другие моря, климат, течения, возможности экономики... Пожалуй, применим только в одном - умении признать, что первое принятое решение не всегда самое верное. Японцев, конечно, впечатлила своим колоссальным размахом наша дамба: «У нас такого не строят». Но уже ни для кого не откровение, что и водообмен внутри и снаружи дамбы разный, и размыв берегов Курортного района на внешней ее стороне усилился. А постоянное изъятие песка со дна залива на сооружение намывных территорий лишает Финский залив строительного материала для пополнения пляжей. «Пляжи - уникальное естественное берегозащитное сооружение. Размываются пляжи - берег остается без защиты. Единственный метод сохранения - искусственное пополнение пляжей», - подчеркнул председатель рабочей группы «Морские берега» совета РАН Леонид Жиндарев.

Так или иначе, но российская часть Финского залива тоже нуждается в своей концепции «Сатоуми», где наука и власти нашли бы общие решения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5796) от 27.09.2016.


Комментарии