Филиал «Михаил Кутузов»

Для большинства горожан Центральный военно-морской музей — это прежде всего экспозиция в Крюковских казармах на площади Труда. Более продвинутые знают, что филиал музея существует на крейсере «Аврора», что в состав ЦВММ входят также музей «Дорога жизни» и Кронштадтский Морской собор. И уж совсем мало кому известно, что музей имеет два филиала далеко за пределами Петербурга — в Калининградской области и Новороссийске. Что это за филиалы и как они живут, что происходит сегодня на петербургских площадках ЦВММ, рассказал директор музея Руслан НЕХАЙ.

Филиал «Михаил Кутузов» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Руслан Шамсудинович, первый вопрос о Новороссийске. Там находится крейсер «Михаил Кутузов», который входит в состав ЦВММ как филиал — корабль боевой славы. Можно ли сравнить его с нашей «Авророй»?

— В какой-то степени да, хотя этот корабль, конечно же, совсем из другой эпохи. «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду в августе 1954-го. Он стал двенадцатым кораблем проекта 68-бис, а сегодня он последний сохранившийся из четырнадцати таких кораблей.

Зоной ответственности «Михаила Кутузова», введенного в состав Черноморского флота, стали Средиземное и Черное моря, а также центральная Атлантика, где крейсер нес службу вплоть до 1998 года. Корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны — в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте.

Уже полтора десятилетия «Михаил Кутузов» находится в городе-герое Новороссийске и давно стал его своеобразной визитной карточкой. Летний туристический сезон притягивает к нему огромную массу посетителей.

В отличие от нашей «Авроры» на «Михаиле Кутузове» нет военного экипажа, там только музейные сотрудники, которые одновременно и выполняют свою работу, и обеспечивают безопасность корабля. Мы ведем переговоры с главным командованием ВМФ, чтобы модель использования корабля, успешно опробованную на «Авроре» (а в ней четко прописано, что делает экипаж и что — администрация музея), применить и на «Михаиле Кутузове». Разместить там военный экипаж, который бы занимался обеспечением жизнедеятельности корабля, ввести его обратно в состав ВМФ. Тем более что на очереди — капитальный ремонт крейсера.

— Теперь несколько слов о филиале в Калининградской области...

— Речь идет о существующем еще с 1957 года музее Балтийского флота в городе Балтийске, бывшем Пиллау в Восточной Пруссии. Нашим филиалом он стал пять лет назад.

В настоящее время музей расширяется: мы готовимся музеефицировать уникальное фортификационное сооружение XVII века — крепость Пиллау, возведенную в форме пятилучевой звезды. Военные ее постепенно освобождают и, кстати, в процессе этого порой происходят замечательные находки. Так, недавно во время инспектирования помещений мы обнаружили потаенную дверь, за которой оказался ящик с оловянными солдатиками начала XIX века: 212 «воинов» в прусской и французской форме.

— Вернемся теперь в наш город. Как пережил крейсер «Аврора» год столетия российской революции?

— Интерес к нашему легендарному кораблю был огромный с самого момента его возвращения из ремонта летом прошлого года, и в этом году он, естественно, не спадал. Особенный наплыв посетителей был в канун и в период столетия Октябрьской революции. Реально музей на «Авроре» работает сегодня на максимуме своих возможностей.

Могу теперь признаться: когда мы в прошлом году открывали на «Авроре» новую экспозицию, очень переживали. В Петербурге взыскательный посетитель, который критически, почти профессионально, оценивает все, что делается в новом музейном пространстве. И мы были рады, что получили в подавляющем большинстве случаев положительные оценки.

После официального открытия экспозиции мы сделали еще два зала на «Авроре» — они посвящены флотской медицине. Кроме того, дополнили экспозицию шлемами виртуальной реальности. Вернули и музейный маршрут, который был когда-то раньше, — в машинное отделение. Он оказался очень востребованным.

— «Аврору» действительно знают все, а вот еще один филиал музея, подводная лодка «Д-2» («Народоволец») в Гавани, остается в тени...

— У нее счастливая судьба. Она успела побывать на Севере, где успешно осваивала морской театр. Начало Великой Отечественной войны застало ее в Ленинграде, куда она пришла на ремонт. Лодка приняла активное участие в боевых действиях на Балтике, на ее счету четыре боевых похода и несколько побед.

Время пощадило эту субмарину. Ее не передали, как другие, на слом, а долгое время использовали в научных целях и для тренировки подводников. Теперь здесь мемориальный комплекс, посвященный создателям отечественного подводного флота и морякам-подводникам. Он был открыт в начале сентября 1994 года. С уверенностью можно сказать, что ему нет равного в нашей стране. Подводная лодка представлена в том виде, какой она имела в период Великой Отечественной войны.

— Кронштадтский Морской собор, действующий православный храм, тоже является филиалом музея. Но разве там есть музейная экспозиция?

— В настоящее время собор, отреставрированный к концу 2012 года, открыт для свободного посещения. Здание передано нашему музею в безвозмездное пользование. Церковные службы там идут практически каждый день. Отпеваний в соборе не бывает, а вот крестины — пожалуйста.

На первом этаже есть небольшая экспозиция по истории храма, сотрудники филиала проводят по ней экскурсии. Подготовлен проект экспозиции «Православие и флот», которая разместится на хорах — на втором ярусе. Эти пространства не используются сейчас для богослужения, и музей там не будет мешать церковной жизни. Вход в собор останется свободным, а вот музей внутри него будет платным.

— А какова судьба того музея, что располагался в соборе до начала его реставрации?

— Действительно, часть Морского собора занимала экспозиция нашего филиала «Кронштадтская крепость». Ее планируется воссоздать в Итальянском дворце в Кронштадте после проведения в нем капитального ремонта. И, естественно, с добавлением новых музейных предметов.

Кроме того, решением Министерства обороны нам переданы экспонаты и оборудование кабинета-музея изобретателя радио Александра Попова. Он размещался прежде в здании учебного отряда ВМФ (бывшего Минного офицерского класса), которое сейчас в тяжелом состоянии. Принято решение отремонтировать часть Итальянского дворца и временно разместить там кабинет Попова для всеобщего обозрения.

Вообще думаю, что по Кронштадту у нас дело надолго не задержится, поскольку там сейчас начинается реализация масштабного проекта Министерства обороны — создание филиала военно-исторического парка «Патриот». Наша экспозиция станет его органическим дополнением.

— Еще один филиал ЦВММ, музей «Дорога жизни» в Осиновце (ныне поселок Ладожское Озеро), открылся после реконструкции в начале нынешнего года.

— Напомню, в 2015 — 2016 годах в рекордно короткие сроки была построена набережная, возведены новое музейное здание и административный комплекс с конференц-залом, медиакафе и электронными симуляторами. Отреставрированы крупногабаритные экспонаты, выставленные под открытым небом, изменен облик всей территории.

Кстати, в январе на территории музея будет открыт долгожданный памятник защитникам Дороги жизни. Надеемся, что в следующем году нам все-таки удастся поднять со дна Ладоги немецкий штурмовой паром типа «Зибель», для которого у нас подготовлена площадка.

Что же касается развития, то ближе всего к реализации проект создания экспозиции под открытым небом напротив входа в музей. Мы хотим представить некий образ того, что было в Осиновце во время блокады, — наблюдательные вышки, ходы сообщения, блиндажи и землянки для личного состава с деталями полевого быта. По примеру «Партизанской деревни» в парке «Патриот» под Москвой. Чтобы посетитель окунулся в обстановку того времени, получил эмоциональный настрой.

Когда это произойдет? Все упирается в финансирование. Субсидии на все наши филиалы сейчас становятся скромнее, нежели прежде. И нехватку средств нам приходится восполнять за счет тех денег, которые зарабатывает музей. Всю прибыль мы стараемся вкладывать в развитие новых проектов и реставрацию музейных предметов.

— Некоторое время назад говорилось о создании фондов открытого хранения в главном здании музея, куда будет возможен доступ посетителей. Как продвигается этот проект?

— Речь идет о трех фондах. Первый — корабельный: там модели кораблей и судов, морские навигационные инструменты и приборы.

Создана своеобразная «модель-камера» в духе петровского времени. Кроме того, по соседству с корабельным фондом появилась галерея портретов адмиралов и генералов Военно-морского флота СССР и Российской Федерации, в ней 94 произведения, и она, возможно, со временем будет пополняться. Второй фонд — изобразительного искусства: живописные полотна старых мастеров, картины советского периода и работы нашей студии художников-маринистов. Третий — оружейный.

В начале будущего года широкая публика получит возможность посещать фонды открытого хранения. До этого подобные экскурсии проводились только для узкого круга лиц. Теперь они будут доступны для всех, правда, лишь один день в неделю и по дополнительному билету.

Иногда приходится слышать от коллег: «Зачем нам все эти изменения, ведь до этого всех все устраивало. Почему мы должны что-то менять?». Но такая психология — мол, если с нас посетитель ничего не требует, то мы и не должны ничего делать, — приводит к застою. Такого не должно быть. Уверен: экспозиция востребована и интересна до тех пор, пока она совершенствуется.

#ЦВММ #Нехай #интервью

Комментарии