Фермопилы Невской стороны

«Мы с тобой два берега у одной реки» – эти слова известной песни как нельзя лучше характеризуют географическую особенность Невского района Петербурга, раскинувшегося на обоих берегах Невы. Транспортное сообщение между «половинками» обеспечивают три автомобильно-пешеходных моста – Большой Обуховский (вантовый), Володарский и Александра Невского. Финляндские железнодорожные не берем: пешком по одному из них ходили только в довоенные времена.

Фермопилы Невской стороны | Иллюстрация Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

Иллюстрация Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

Особенности транспортной инфраструктуры района во многом продиктованы речным делением. По сути, Невский район разделен на две части, между которыми почти нет переправ, что создает проблемы для всего мегаполиса. Судите сами: если между Большим Обуховским и Володарским мостами расстояние относительно небольшое, то между Володарским и мостом Александра Невского (а это более шести километров) через Неву не предусмотрено ни одной пешеходной или автомобильной переправы.

В последнюю четверть века к разобщенности правого и левого берегов Невы добавилась еще одна проблема – оторванность южных новостроек от северной части Невского района и центра Петербурга. Район словно распластан вдоль речных берегов, и, чтобы выбраться на «большую землю», автомобильные потоки неизбежно устремляются по проспекту Обуховской Обороны на набережные Обводного канала и площадь Александра Невского. Об этой проблеме наша газета писала уже не раз.

Эти петербургские «Фермопилы» в последнее время стали еще уже, потому что сооружение развязки для вывода транспорта на Обводный канал затянулось. Не завершена пока пробивка тоннеля на Синопской набережной, нацеленного на отвод устремляющегося на Херсонскую улицу автотранспорта от линий трамвая. А тут еще и станцию метро «Елизаровская» закрыли на капитальный ремонт! Неужели автомобильные пробки грозят стать местной традицией?

Но вот в чем парадокс левобережного юга Невского района (о правобережной части мы поговорим отдельно): несмотря на все транспортные сложности, он довольно привлекателен для застройщиков. И главная местная достопримечательность – все та же Нева, полноводная река-красавица. Известно, что квартиры с видом на воду стоят дороже. Привлекательными для покупателей и арендаторов помещений в Рыбацком стали ультрасовременные объекты, наиглавнейший из которых – Большой Обуховский мост. Социальные сети полны фотографий этой переправы, веера ажурных стальных канатов которой живописны как при солнечном свете, так и при ночной подсветке.

Новое строительство естественным образом влечет рост населения, а вместе с тем неизбежно возрастает и число автомобилей. Проблема стоянки еще не самое страшное, паркинги возвести можно, но куда податься при выезде из гаражей?

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга нам сообщили, что дорожная ситуация в Невском районе не остается без внимания городских властей. Разрабатывается проект реконструкции Петрозаводского шоссе от Шлиссельбургского проспекта до Заводской улицы протяженностью 5,5 км. Это будет дорога на шесть полос движения с разделительной полосой, наружным освещением, ливневой канализацией и устройством переходно-скоростных полос, а также карманов на остановках общественного транспорта.

Нас уверили, что проект реконструкции Петрозаводского шоссе будет учитывать объемы жилищной застройки и прогнозируемый рост автомобильного трафика. Завершить проектирование планируется в 2017 году, начать работы по реконструкции – в конце 2017-го – первой половине 2018 года.

Нам также сообщили, что силами компаний, ведущих жилищную застройку на юге Невского района, планируется возвести дублер Советского проспекта – Славянскую улицу. Сейчас проезд существует, но не используется для движения транспорта. Также будет создана внутриквартальная сеть, которая в значительной степени разгрузит транспортные потоки.

Кроме того, автономная некоммерческая организация «Дирекция по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области» прорабатывает вопрос строительства транспортно-пересадочного узла в районе существующей станции метро «Рыбацкое» по схеме государственно-частного партнерства.

Звучит многообещающе. Вот только развитие дорожной сети внутри Рыбацкого в принципе не может решить автомобильной проблемы этой части Невского района. Истинная ее причина – узкое горлышко, в которое стекаются транспортные потоки Шлиссельбургского, Рыбацкого, Советского проспектов, Славянской и Караваевской улиц. Горловина – это южный участок проспекта Обуховской Обороны в районе вантового моста и сада «Спартак». Проект расширения этого участка общественности пока не представлен.

Впрочем, такие узкие места для растущего мегаполиса не в диковинку. Достаточно вспомнить проспект Маршала Жукова, Таллинское и Красносельское шоссе – единственную трассу, напрямую ведущую из центра Петербурга в Горелово и город Красное Село и далее – на Ивангород. Можно упомянуть Дачный проспект, ставший головной болью юга Кировского района. Из-за того что с этой магистрали не предусмотрены съезды на проспект Народного Ополчения, фуры день и ночь мчатся вдоль жилых домов – с Кольцевой дороги и обратно.

Автор этих строк как-то услышал от водителя с многолетним стажем, не понаслышке знакомого с «пробочной» проблемой, что неплохо бы засыпать пару-тройку городских каналов, заасфальтировать и пустить по этим вновь образовавшимся магистралям транспорт. «А может, и Неву закатать под асфальт?» – задал я встречный вопрос. Он полушутя-полусерьезно ответил: «Не помешало бы». Вспомним, что и сто лет назад были в Петербурге проекты по засыпке некоторых водных протоков, но до идеи сравнять с сушей Неву, к счастью, не додумались.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5717) от 07.06.2016.


Комментарии