Феномен Нойдорфа

Поселок Нойдорф в муниципальном образовании Стрельна Петродворцового района Петербурга - единственное компактное поселение российских немцев на Северо-Западе. Многие считают этот проект конца 1990-х провалившимся. Действительно, создать полноценный «немецкий национальный очаг» в Петербурге, как задумывалось - со всей необходимой для жизни инфраструктурой и даже с собственной промзоной, - не удалось. Но жители Нойдорфа не считают себя неудачниками, а напротив, проявляют недюжинную энергию, преодолевая жизненные трудности сообща. Однако удастся ли им сохранить немецкое лицо своего поселка?

Феномен Нойдорфа | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Немецкая колония появилась в Стрельне в начале девятнадцатого века. В 1941 году она, как и другие компактные поселения российских немцев, была ликвидирована. Нойдорф был задуман тогдашним петербургским руководством как способ возродить дореволюционную традицию. Реализация проекта по созданию компактного поселения немцев из Сибири и республик Центральной Азии началась в 1996 году в рамках межгосударственного соглашения между Россией и Германией при софинансировании обеих стран. Изначально он предполагал строительство домов для 168 семей и объектов соцкультбыта (детсада, начальной школы, дома быта с магазинами, культурно-спортивного или досугового центра и даже немецкой церкви - все, разумеется, с национальным колоритом). Кроме того, шла речь и о создании мини-производств - деревня должна была предоставлять переселенцам и жителям соседней Стрельны работу. Претендентов на новоселье отбирала специальная комиссия из официальных представителей России и Германии с участием психологов. Выбирали самых целеустремленных, предприимчивых, трудолюбивых, с востребованными профессиями.

Первые жители въехали в свои дома в Нойдорфе в конце 1999-го, однако днем рождения поселка, по старинной немецкой традиции, считают дату, когда здесь появился на свет первый ребенок, - 26 сентября 2000 г. Всего в Нойдорфе было введено в строй 38 коттеджей: 26 домов на одну семью и 12 двухквартирников.

А в 1998 г. в Германии сменилось правительство, и новое отказалось от обязательств по финансированию Нойдорфа. Ни государственные, ни общественные, ни частные российские структуры не захотели брать на себя финансирование проекта после выхода из него немецких партнеров. И он заглох.

На сегодняшний день Нойдорф - это аккуратные коттеджи с прилегающими к ним участками. Здесь нет ни магазинов, ни детских площадок. Имеется только волейбольная (ее организовали сами жители) да зимой заливают каток... Земля, на которой должны были располагаться объекты поселковой инфраструктуры, уже выкуплена людьми, не имеющими никакого отношения к немецкой национальности, и застроена коттеджами бизнес-класса. В поисковике на запрос со словом «Нойдорф» находятся сотни страниц, рекламирующих здешнее элитное жилье и одноименную площадку ОЭЗ, и только одна-две - со старыми публикациями, рассказывающими об этом заброшенном этнопроекте.

- К сожалению, не решен главный вопрос, который волнует жителей поселка, - создание культурно-спортивного досугового центра, - сетует руководитель местной национально-культурной автономии немцев Стрельны Лаура Стогнеева.

- Это вопрос не только досуга, но и сохранения нашей национальной идентичности в России, души нашего народа, - вступает в разговор председатель общественного совета Нойдорфа Лев Берг. - За создание такого центра мы бьемся уже 17 лет. По сути, это наша программа-минимум, единственная возможность для поселка сохранить свое лицо.

До 2004 года нойдорфцы собирались в одном из пустующих домов: там работали кружки изобразительного искусства и рукоделия, кулинарный клуб, проводились праздники и собрания, появился даже свой фольклорный ансамбль «Немецкая слобода»... Потом этот дом заселили, и все собрания переместились на улицу.

Льва Артуровича более всего печалит тот факт, что теперь невозможно организовать обучение немецкому языку:

- В течение нескольких лет языковой кружок вела одна из жительниц поселка у себя в доме. Постепенно он сократился до минимума, все-таки частный дом это не школа, не клуб. Пожилые люди, носители языка, уходят из жизни, в семьях сейчас говорят только на русском. Молодежь учит английский. А в местной школе немецкого языка не было и нет из-за отсутствия преподавателей.

Конечно, Нойдорф находится не в медвежьем углу: до Петергофского шоссе всего 2,5 км, а в Стрельне есть школы, магазины и культурно-досуговые учреждения. Местные власти предлагали жителям поселка арендовать помещение в муниципальном Доме культуры им. Вермишева, который расположен в двух километрах от Нойдорфа, но туда без машины не добраться, и те отказались. Решением вопроса может стать заброшенное здание водонасосной станции, построенное в конце 1990-х, да так и не введенное эксплуатацию.

- По самым скромным подсчетам, на проектирование, строительство, оборудование и содержание досугового центра нужно не менее 10 млн рублей, - говорит Берг. - Мы написали уже десятки писем в различные инстанции. Все на словах поддерживают нас, но до конкретных действий не доходит. Сейчас ведем переговоры с администрацией МО «Стрельна», чтобы она взялась за решение вопроса. Участок можно оформить как территорию общего пользования, а капитальное здание передать в аренду созданному для этих целей казенному учреждению.

Жители поселка верят: любые трудности преодолимы, а значит, рано или поздно свой общественный центр у них появится. За прошедшие 17 лет они пережили проблемы посерьезнее: долгое время статус их домов не был определен, и переселенцы не могли в них прописаться (как следствие - сложности с трудоустройством, медобслуживанием, оформлением пенсий и т. д.), к тому же оказалось, что переехавшим из Казахстана и российского гражданства не положено...

- Фактически переселенцы оказались между «жерновами» немецкой и российской бюрократии, - рассказывает член общественного совета поселка Лидия Вайс. - Нойдорф - уникальный проект, требующий создания особой нормативной и законодательной базы. Но ни российские, ни немецкие чиновники об этом не задумались. Люди оказались в Нойдорфе на птичьих правах.

Впрочем, сегодня у переселенцев уже есть и российское гражданство, и постоянная прописка, а дома, где они живут, оформлены в собственность.

- Трудности не сломали, а, наоборот, закалили людей, - продолжает Вайс. - Я бы назвала это явление феноменом Нойдорфа. Жители поселка осознали себя одной командой, большой семьей.

- В Нойдорфе есть самое главное - чувство локтя, - солидарна с Вайс другая жительница - Людмила Солохина. - Здесь возникло настоящее гражданское общество. Это проявляется на наших традиционных праздниках (Рождество, праздник урожая, Октоберфест), но не только. У нас, например, жители выходят на уборку близлежащего леса... Конечно, жаль, что проект не был реализован так, как задуман. Но самое главное, что мы все за эти 17 лет стали ощущать себя петербуржцами, полюбили этот город, Петродворцовый район, Стрельну. У меня нет сомнения в том, что такие поселки, как Нойдорф, нужны и Германии, и России, ведь российские немцы - это живой мост между нашими странами.

#Нойдорф #немецкий очаг

Комментарии