Есть реакция

Как известно, целебные свойства лекарств иногда сопровождают всевозможные побочные эффекты – кого-то после приема таблетки усеивает красный горох крапивницы, кто-то мучается от сонливости, головокружений и диареи. Правда, о нежелательных последствиях пилюли производители честно предупреждают в аннотации. Порой этот список в разы превышает хорошие свойства препарата. И, видя этот ужасающий перечень, около 40% больных просто прекращают прием лекарства, 5% уменьшают дозировку и кратность приема, а 2% отдают препарат родственникам или знакомым. Такие данные были получены в ходе исследований I Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова в 2015 году.

Есть реакция | ФОТО Incomible/shutterstock.com

ФОТО Incomible/shutterstock.com

Проблема безопасности лекарств, кстати, существовала всегда. Еще Парацельс говорил, что «все вещества суть яды, а все яды суть лекарства». И спустя столетия ситуация не становится менее значимой. По данным американских экспертов, только в США ежегодные затраты на устранение последствий побочных реакций лекарственных средств составляют 177 миллиардов долларов.

Во многих странах мира, в том числе и в нашей, есть специалисты, занимающиеся проблемами безопасности лекарств, и даже создана специальная система – фармаконадзор, которая изучает побочные реакции на препараты и помогает предупредить их развитие. По уму, все медицинские работники и потребители должны сообщать о нежелательной реакции в регуляторные органы, заполнив специальные карты. Однако, как показало исследование, несмотря на то что с обратным эффектом препаратов сталкивается каждый второй российский пациент, ни больные, ни врачи зачастую не знают, как следует поступать в таких случаях.

В 2014 году в Росздравнадзор поступило чуть более 20 тысяч сообщений о нежелательной реакции препарата, то есть 152 жалобы на миллион россиян. Тогда как, согласно Всемирной организации здравоохранения, нормой считаются 600 жалоб на миллион жителей страны.

Только 13% опрошенных врачей корректно трактуют термин «нежелательная реакция», а треть вообще затруднились с ответом. Лишь 24% врачей и 5% фармацевтов в случае возникновения у пациента побочных эффектов заполняют специальную форму-извещение. 19% фармацевтов и вовсе не сообщают такие данные ни представителю фармацевтической компании, ни заведующему аптекой.

Многие врачи при обращении пациента с жалобой на нежелательную реакцию выясняли причинно-следственную связь, опираясь при этом только на свое субъективное мнение, и отменяли препарат, иногда делая запись в амбулаторной карте. И только 14% врачей обращались за консультацией к клиническому фармакологу.

Некоторые медики объясняли свое бездействие в отношении передачи информации недостатком времени и сведений о том, куда направлять форму отчета. «Тем более что врачи кроме этой анкеты и так вынуждены заполнять целые кипы бумаг», – говорится в отчете.

Исследование также показало, что 54% фармацевтов и 23% врачей в своих рекомендациях нарушают предписания по применению лекарств и их дозировке. При этом более 40% случаев приходится на педиатрическую практику.

По словам Тимура Галимова, технического директора компании, специализирующейся на предоставлении услуг по автоматизации процессов по фармаконадзору, часто проблема кроется не в самом лекарственном средстве, а в его некорректном применении. «Только отслеживая такие ситуации, можно предотвращать врачебные ошибки и повышать безопасность применения препаратов», – считает эксперт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5629) от 26.01.2016.


Комментарии