Эрзац в законе

В Петербурге обнаружено подпольное производство сливочного масла. Почуяв неладное — официального разрешения «на маслобойку» не было, — стражи порядка решили разузнать, что же делается за дверями закрытого заводика близ Волковского кладбища. Перед их глазами, свидетельствует очевидец, предстала ужасная картина: «На полу валялись сотни пудов свиного сала. В какой-то посудине вместимостью 200 пудов производилось смешивание жидкостей: в котел свалили куски сала, жира, добавляли подсолнечное и кокосовое масло». Не будем больше пугать друг друга: громкая история с «масло-сливочным» суррогатом случилась в нашем городе аж в 1908 году. Однако и сегодня нет-нет, да припомнят ее специалисты — эксперты рынка масложировой продукции, пытаясь провести некую аналогию с современными попытками фальсифицировать благородный продукт.

Эрзац в законе | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Молоко убежало...

Подпольных маслобоен нынешние фальсификаторы не открывают. Не вбухивают в свою продукцию чрезмерное количество свиного сала и жира. На замену салу давно уже пришли растительные жиры. И, по данным абсолютно всех контролирующих ведомств, сливочное масло остается лидером подделок на молочном рынке. Причем ситуация год от года ухудшается. Если в 2011-м фальсификатом оказывалось 40% образцов исследованной продукции, то год спустя уже 50%. А 2013-й и вовсе побил рекорды: по показателю «идентификация жировой основы» негодными признавались более 60% образцов сливочного масла.

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») давно уже бьет тревогу: «Масштабы фальсификации сливочного масла грозят продовольственной безопасности России!». Производители продолжают использовать растительные жиры (чаще всего низкосортное пальмовое масло) для удешевления себестоимости своей продукции, тем самым вводя потребителя в заблуждение. «Это наносит серьезный урон добросовестным производителям, которые выпускают натуральный продукт, — говорится в официальном документе «Союзмолока». — Он становится неконкурентоспособным по сравнению с дешевым фальсификатом».

Сей документ молочники еще в начале года отправили в Роспотребнадзор и Федеральную службу по аккредитации с просьбой усилить контроль за сертификацией и реализацией молочной продукции. А в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий многократное увеличение штрафов за производство и реализацию фальсифицированной молочной продукции. Думцы пообещали рассмотреть его в осеннюю сессию.


Пока не рассмотрели...

«Правильное» сливочное масло производится в нашей стране по
ГОСТу Р52253-2004 «Масло и пасты масляные из коровьего молока. Общие технические условия» и ГОСТу Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия». Для натурального масла характерно высокое содержание молочного жира: от 50 до 82,5%. По этому показателю ГОСТ поделил масло на виды:

* «традиционное» — не менее 82,5% жира;

* «любительское» — не менее 80% жира;

* «крестьянское» — не менее 72,5% жира;

* «бутербродное» — не менее 61,5% жира;

* «чайное» — не менее 50% жира.

Чем ниже процент, тем меньше калорийность и содержание в масле холестерина.

Однако сказать, что низкокалорийное полезнее того, что жирнее, нельзя. ГОСТ разрешает добавлять в жирные виды масел только краситель каротин. В то время как «бутербродное» и «чайное» позволено «обогащать» консервантами, стабилизаторами, ароматизаторами, эмульгаторами.

По данным исследовательской компании ID-Marketing, в последние три года объемы производства сливочного масла в среднем находятся на уровне немногим выше 210 тысяч тонн в год. Хотя федеральная Программа развития маслоделия на 2011 — 2013 годы обещала увеличение объемов до 264,2 тысячи тонн.

Однако даже этот показатель не так велик по сравнению с тем, что производилось в советские времена. В частности, в 1990 году в стране выпускалось 825 тысяч тонн масла. Причиной сокращения стало катастрофическое снижение поголовья коров и, соответственно, молочных надоев.

Производство настоящего сливочного масла — дело высокозатратное. Чтобы получить один килограмм продукта, необходимо переработать не менее двадцати килограммов молока, причем самого высокого качества.

На федеральном уровне основная конкуренция, как в сегменте сливочного масла, так и в целом в молочной отрасли, ведется между двумя крупнейшими игроками — «Вимм-Билль-Данн» и «Danon-Юнимилк». Рыночная доля первого — около 30%. Второго, по оценкам экспертов, от 21 до 24%. В региональном разрезе лидирует Воронежская область, предприятия которой производят около 8% всего российского сливочного масла. За ней идут Татарстан и Алтайский край. В десятке отметились также Краснодарский и Пермский края, Ульяновская, Ивановская, Омская, Брянская, Белгородская области. Наш Северо-Западный регион замечен не был...

При нехватке своего масла велика доля иностранной продукции. Импорт, по расчетам экспертов, составляет около 23% емкости рынка. До введения Россией продовольственных санкций больше всего сливочного масла в Россию поставляла Новая Зеландия (31% от общего объема импорта), за ней шла Финляндия (17 — 18%). Далее по нисходящей: Уругвай, Аргентина, Австралия, Франция, Дания, Германия.

Российский же экспорт сливочного масла в десятки раз ниже объемов производства и занимает незначительную долю в структуре рынка. Россия отправляет свое маслице в страны ближнего зарубежья и в Монголию.

Кстати, впервые российское масло ушло на экспорт в 1822 году. Тогда оно в топленом виде — чтобы легче перенести дорогу — было отправлено на рынки Турции и Египта. С тех пор во всем мире топленое масло стали называть «русским».


Загадочный заменитель

Под занавес прошлого года активизировались производители продовольственной новинки — масла сливочно-растительного. Новинку позиционировали как инновационный продукт для здорового питания и презентовали на многочисленных пресс-конференциях.

Разработчики вещали: «Сливочное масло, изготавливаемое исключительно из коровьего молока и принимаемое за эталон, уже не соответствует концепции здорового питания и запросу времени. Весь цивилизованный мир давно уже перешел на комбинированные масла».

Приводили в пример Финляндию. Мол, в этой стране практически не потребляют в чистом виде некогда один из самых популярных продуктов, предпочитают его экспортировать, а не есть. Дело в том, что сорок лет назад в Суоми были зафиксированы самый высокий в Европе уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и самая низкая продолжительность жизни. Особенно трагичны эти показатели были в Северной Карелии, жители которой вроде бы сами обратились к ученым и руководству страны с мольбой о помощи.

Была разработана программа «здорового образа жизни», составной ее частью стала борьба с животными жирами. В результате за тридцать последующих лет уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Финляндии снизился на 85%.

Бороться с животными жирами предложено теперь и россиянам, заменив традиционное сливочное масло на сливочно-растительный продукт.

Из чего состоит растительная часть масляной «новинки», производители решили не афишировать. Обошлись заумным: «Производится на основе высокотехнологичного заменителя молочного жира, который характеризуется сбалансированным жирнокислотным составом (соотношение омега-6 к омега-3 (5 — 10:1) и высокой
Е-витаминной активностью».

Заумь вызвала подозрение: не пальмовое ли масло будут впихивать и в этот «инновационный» продукт? И чем, собственно, новинка отличается от известных спредов?

На поверку оказалось — ничем! Кроме названия... Гендиректор фирмы-производителя так и объяснил: «Название «спред» вызывает у людей ассоциации с маргарином и продуктами нефтепереработки. Название «масло сливочно-растительное» таких ассоциаций вызывать не должно». Ммм-да... хлипкий довод.

Стандартов и регламентов для производства нового продукта в России не было. Их нашли... в Казахстане. Там есть национальный стандарт РК 2180-2011 «Масло сливочно-растительное. Общие технические условия». Казахский документ подверстали под технические регламенты Таможенного союза. И выпустили первую партию «инновационного» продукта.

Правда, спустя пару месяцев эту самодеятельность приостановил Минсельхоз России, посчитавший, что наименование «масло сливочно-растительное» все-таки противоречит многим требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Разработка технической документации, которая узаконит производство сливочно-растительного масла, продолжается. Одновременно «в законе» окажется и та продукция, которая сегодня по показателю «идентификация жировой основы» признается негодной и считается фальсификатом.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.


Комментарии