Экзамен как подарок
Речь об итоговой проверке знаний в начальной школе. Перед окончанием четвертого класса детишкам предложат что-то вроде маленького экзамена по русскому языку, математике и предмету «Окружающий мир». Авторы идеи считают, что ничего революционного не происходит: учащиеся и так выполняют какие-нибудь проверочные работы районного, городского или регионального уровня. Просто в предложенном формате содержание и КИМы (контрольно-измерительные материалы) будут общими для всей страны. А «сдаваться» дети будут уютно, по-домашнему: в своих школах со своими учителями...
ФОТО Kekyalyaynen/shutterstock.com
Осуждать стремление наших любителей лично «держать руку на пульсе» непродуктивно. Главное, чтобы рука была действительно «на пульсе». А не на горле. В конце концов это право министерства – контролировать учебный процесс так, как ему удобнее. Но дело касается детей, поэтому под сию очередную бюрократическую заморочку подвели идеологический базис, дабы объяснить широкой публике, почему это так необходимо и прекрасно.
Объяснение министерства сформулировано предельно оптимистично: «Для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах. Для школы и педагогов это в первую очередь возможность помочь отстающим ученикам и повысить уровень собственной квалификации».
Я бы этот чиновничий оптимизм не разделял. И вовсе не потому, что многие управленческие инициативы последнего времени приводят к спорным результатам, а потому, что категоричные утверждения про то, «как оно будет», – дело ненадежное, как и любое предсказание.
Попробуем разобраться.
Начнем по порядку, с искомой реформаторами «мотивации к обучению». Тут надо понимать, что дети в четвертом классе еще не очень «взрослые», но уже подросли, причем неравномерно. Для одних основным мотивационным моментом осталось одобрение или неодобрение старших, а для других уже – оценка их достижений сверстниками.
Наш земляк, великий педагог И. П. Иванов, давно открыл, что мотивацию ребенка к деятельности можно усилить через «радостную перспективу». И чем младше ребенок, тем «радостная перспектива» должна быть ближе. Предположим, что итоговая аттестация в конце четвертого класса для ребенка – большущая радость (как в фильме про Шурика: «Экзамен для меня всегда праздник, профессор!»). Как вы думаете: если ему в начале года сообщить об этой радости – у него появится мотив грызть гранит науки? Да ничего подобного. Год для младших школьников – это слишком дальняя перспектива. Проверено экспериментально.
Насчет «психологических барьеров». Как известно, итоговая аттестация в 9-м и 11-м классах проходит в режиме теста. Но для проверки четвероклассников планируют ввести принципиально иной инструментарий. Так что даже первичного ознакомления с тестовой формой проверки знаний не произойдет.
«Барьер» никуда не денется. И вообще у детей прекрасно работает механизм «вытеснения», а потому в 9-м классе они подойдут к итоговой аттестации, как к чему-то новому. Другое дело, что у особо впечатлительных может «впечататься» состояние, подобное стрессу, и оно будет воспроизводиться каждый раз в ситуации контрольной проверки знаний.
Наконец, авторы идеи предполагают, что новая проверка поможет делать выводы о качестве работы школы и учителей. Чем ситуация в перспективе будет отличаться от нынешней? А тем, что проверка в федеральном масштабе требует формализации результатов. Каждое задание будет иметь некий «удельный вес», выраженный в баллах (пока не разработанных), и контролирующий орган, имея дело с цифрами, будет делать выводы об обученности школьников и качестве работы школы.
Чем выше проверяющая инстанция, тем отстраненнее она от реальной ситуации в той или иной школе или конкретном классе. Перед глазами – бездушные цифры и критерии их оценки. Да, министерство может проверить и сами работы (выборочно), но главная информация к размышлению будет получена из таблиц.
Представим себе ситуацию довольно типичную: школа замечательная, учителя начальной школы замечательные, но треть учеников из семей, где русский язык не является родным. Это, естественно, скажется на контрольном испытании, и не только по русскому. Если проверка районного (и даже регионального) уровня, то в конечную справку можно внести данные о контингенте учеников у конкретного учителя. В федеральном варианте (даже если предположить, что предусмотрят возможность делать какие-то «лирические пояснения») никто ни в чье положение входить не будет. Поскольку это физически неподъемно.
Итак: в школе знают, что результат может сильно повлиять на репутацию; то же знают на районном и региональном уровнях. Ситуация нервозная, и детишки эту «вибрацию» почувствуют. «Позитива» им это не прибавит.
...Впрочем, все разговоры о «мотивациях» и «психологических барьерах» – бессмысленные словеса. Основной смысл затеи – проверить соответствие подготовки школьников ФГОСам, федеральным госстандартам образования. И ничего больше. Пекутся не о соответствии требованиям современности, не о соответствии потребностям общества. А о соответствии «стандартам», на мой взгляд, не головой придуманным.
А потому отклик педагогической общественности на эту затею, вероятно, будет представлять больший интерес, чем сама затея.
Предполагаю, в публичное пространство первым делом попадает «одобрямс». Звонкий, но не убедительный. Потому что аргумент «за» будет примерно такой: учителя начальной школы-де пугают родителей, что в пятом классе «жизнь медом не покажется», а учителя пятых классов сетуют на недоработки коллег в младших классах – и независимая внешняя оценка будто бы позволит этого идиотизма избежать. Но избегать этого нужно точно не новым способом проверки.
Между тем уже довелось услышать предварительный аргумент «против». Один директор школы намекнул: проверочные работы будут проводиться не в один день, и раз уж от результатов зависит репутация школы, не каждый директор удержится и не попросит задания у коллег, уже прошедших испытания. На эту тему высказался и известный московский специалист А. Адамский: «Независимый внешний экзамен имеет смысл только в том случае, если он полностью внешний и полностью независим от самой школы. Иначе получается: кто учит, тот и проверяет. Мы много раз это проходили – не работает».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.
Комментарии