Экзамен как подарок

Речь об итоговой проверке знаний в начальной школе. Перед окончанием четвертого класса детишкам предложат что-то вроде маленького экзамена по русскому языку, математике и предмету «Окружающий мир». Авторы идеи считают, что ничего революционного не происходит: учащиеся и так выполняют какие-нибудь проверочные работы районного, городского или регионального уровня. Просто в предложенном формате содержание и КИМы (контрольно-измерительные материалы) будут общими для всей страны. А «сдаваться» дети будут уютно, по-домашнему: в своих школах со своими учителями...

Экзамен как подарок  | ФОТО Kekyalyaynen/shutterstock.com

ФОТО Kekyalyaynen/shutterstock.com

Осуждать стремление наших любителей лично «держать руку на пульсе» непродуктивно. Главное, чтобы рука была действительно «на пульсе». А не на горле. В конце концов это право министерства – контролировать учебный процесс так, как ему удобнее. Но дело касается детей, поэтому под сию очередную бюрократическую заморочку подвели идеологический базис, дабы объяснить широкой публике, почему это так необходимо и прекрасно.

Объяснение министерства сформулировано предельно оптимистично: «Для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах. Для школы и педагогов это в первую очередь возможность помочь отстающим ученикам и повысить уровень собственной квалификации».

Я бы этот чиновничий оптимизм не разделял. И вовсе не потому, что многие управленческие инициативы последнего времени приводят к спорным результатам, а потому, что категоричные утверждения про то, «как оно будет», – дело ненадежное, как и любое предсказание.

Попробуем разобраться.

Начнем по порядку, с искомой реформаторами «мотивации к обучению». Тут надо понимать, что дети в четвертом классе еще не очень «взрослые», но уже подросли, причем неравномерно. Для одних основным мотивационным моментом осталось одобрение или неодобрение старших, а для других уже – оценка их достижений сверстниками.

Наш земляк, великий педагог И. П. Иванов, давно открыл, что мотивацию ребенка к деятельности можно усилить через «радостную перспективу». И чем младше ребенок, тем «радостная перспектива» должна быть ближе. Предположим, что итоговая аттестация в конце четвертого класса для ребенка – большущая радость (как в фильме про Шурика: «Экзамен для меня всегда праздник, профессор!»). Как вы думаете: если ему в начале года сообщить об этой радости – у него появится мотив грызть гранит науки? Да ничего подобного. Год для младших школьников – это слишком дальняя перспектива. Проверено экспериментально.

Насчет «психологических барьеров». Как известно, итоговая аттестация в 9-м и 11-м классах проходит в режиме теста. Но для проверки четвероклассников планируют ввести принципиально иной инструментарий. Так что даже первичного ознакомления с тестовой формой проверки знаний не произойдет.

«Барьер» никуда не денется. И вообще у детей прекрасно работает механизм «вытеснения», а потому в 9-м классе они подойдут к итоговой аттестации, как к чему-то новому. Другое дело, что у особо впечатлительных может «впечататься» состояние, подобное стрессу, и оно будет воспроизводиться каждый раз в ситуации контрольной проверки знаний.

Наконец, авторы идеи предполагают, что новая проверка поможет делать выводы о качестве работы школы и учителей. Чем ситуация в перспективе будет отличаться от нынешней? А тем, что проверка в федеральном масштабе требует формализации результатов. Каждое задание будет иметь некий «удельный вес», выраженный в баллах (пока не разработанных), и контролирующий орган, имея дело с цифрами, будет делать выводы об обученности школьников и качестве работы школы.

Чем выше проверяющая инстанция, тем отстраненнее она от реальной ситуации в той или иной школе или конкретном классе. Перед глазами – бездушные цифры и критерии их оценки. Да, министерство может проверить и сами работы (выборочно), но главная информация к размышлению будет получена из таблиц.

Представим себе ситуацию довольно типичную: школа замечательная, учителя начальной школы замечательные, но треть учеников из семей, где русский язык не является родным. Это, естественно, скажется на контрольном испытании, и не только по русскому. Если проверка районного (и даже регионального) уровня, то в конечную справку можно внести данные о контингенте учеников у конкретного учителя. В федеральном варианте (даже если предположить, что предусмотрят возможность делать какие-то «лирические пояснения») никто ни в чье положение входить не будет. Поскольку это физически неподъемно.

Итак: в школе знают, что результат может сильно повлиять на репутацию; то же знают на районном и региональном уровнях. Ситуация нервозная, и детишки эту «вибрацию» почувствуют. «Позитива» им это не прибавит.

...Впрочем, все разговоры о «мотивациях» и «психологических барьерах» – бессмысленные словеса. Основной смысл затеи – проверить соответствие подготовки школьников ФГОСам, федеральным госстандартам образования. И ничего больше. Пекутся не о соответствии требованиям современности, не о соответствии потребностям общества. А о соответствии «стандартам», на мой взгляд, не головой придуманным.

А потому отклик педагогической общественности на эту затею, вероятно, будет представлять больший интерес, чем сама затея.

Предполагаю, в публичное пространство первым делом попадает «одобрямс». Звонкий, но не убедительный. Потому что аргумент «за» будет примерно такой: учителя начальной школы-де пугают родителей, что в пятом классе «жизнь медом не покажется», а учителя пятых классов сетуют на недоработки коллег в младших классах – и независимая внешняя оценка будто бы позволит этого идиотизма избежать. Но избегать этого нужно точно не новым способом проверки.

Между тем уже довелось услышать предварительный аргумент «против». Один директор школы намекнул: проверочные работы будут проводиться не в один день, и раз уж от результатов зависит репутация школы, не каждый директор удержится и не попросит задания у коллег, уже прошедших испытания. На эту тему высказался и известный московский специалист А. Адамский: «Независимый внешний экзамен имеет смысл только в том случае, если он полностью внешний и полностью независим от самой школы. Иначе получается: кто учит, тот и проверяет. Мы много раз это проходили – не работает».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны