Экспертиза перед церемонией

Эксгумация захороненных в Петропавловском соборе останков Романовых вызвала удивление и недоумение: на протяжении 1990-х годов они подвергались самым серьезным исследованиям, с ними работали множество экспертов. Почему же теперь, после определения подлинности найденных в 2007 году останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, потребовались новые экспертизы?

Экспертиза перед церемонией  |

На самом деле причина проста, и коренится она в «казусе 1998 года», когда президент России и светская общественность приняли участие в царских похоронах, а патриарх уклонился. Церковь не признала подлинность «екатеринбургских останков». Она ссылалась на то, что на многие вопросы так и не было получено ответов. К примеру, почему на черепе Николая II нет следа от удара самурайского меча (нападение произошло в Японии в 1891 году). Почему отрицательный ответ дала сравнительная генетическая экспертиза останков и подлинной крови императора, сохранившейся после того же случая?

Экспертиза не устраивала представителей церкви еще и потому, что в состав экспертов не включили критиков подлинности «екатеринбургских останков». Представители РПЦ склонны верить версии, которую в 1919 году выдвинул судебный следователь Николай Соколов, утверждавший, что тела членов царской семьи скинули в заброшенные шахты Ганиной Ямы и сожгли дотла. Наиболее яростные оппоненты выводов госкомиссии считали, что убийство царской семьи было ритуальным и в принципе ничего не должно было уцелеть.

Категорическую позицию заняла тогда и Русская православная церковь за рубежом: ее иерархи заявляли, что царские останки давно находятся в Брюсселе. Речь шла о находках следователя Соколова (палец, осколки костей, куски кожи, сальные массы, вытопившиеся при сжигании), попавших на Запад и замурованных в церкви Иова Многострадального в Брюсселе, сооруженной в 1930-е годы в память царственных мучеников. Однако на предложение провести генетическую экспертизу того, что есть в Брюсселе, последовал отказ.

– Почему зарубежная церковь не подпустила исследователей – понятно: до 2007 года ее канонического общения с Московской патриархией не существовало, да и царя до 2000 года в Русской православной церкви официально не признавали святым страстотерпцем, – отмечает историк церкви доктор исторических наук Сергей Фирсов.

Примечательно, что теперь к завершению экспертизы РПЦ проявляет повышенное внимание, и при эксгумации праха Николая II и императрицы Александры Федоровны присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и епископ Кронштадтский Назарий. В их же присутствии были отобраны образцы для генетической экспертизы.

– Положительным является то, что церкви наконец-то выдали частицы предполагаемых останков для экспертизы. Их будут анализировать специалисты, которым патриархия доверяет. Поскольку настораживает, что среди государственных экспертов остаются те, кто в свое время категорически отрицал самую возможность неидентичности «екатеринбургских останков» с мощами святого страстотерпца императора Николая и его семьи, – отмечает диакон Владимир Василик.

Впрочем, как отмечает Василик, проведенная эксгумация не означает, что церковь поменяла свою позицию. Наиболее внятно ее выразил настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр Федоров. По его словам, за прошедшие 17 лет после захоронения в Петропавловском соборе «екатеринбургских останков» они так и не стали объектом поклонения обычного православного люда.

– Права на ошибку у церкви нет, мы не можем предложить людям почитать мощи, в подлинности которых не уверены, – подчеркивает настоятель Петропавловского собора. – В Екатерининский придел, где погребены царские останки, верующие практически не ходят – там бывают в основном туристы и любопытствующие иностранцы. А православный народ имеет сильную интуицию, тонко чувствует фальшь...

Повторная экспертиза, по сути, попытка вернуться к вопросу о признании останков со стороны РПЦ. Если исследования дадут положительный ответ, то, скорее всего, церковь подтвердит подлинность, несмотря на существующую в ее недрах немногочисленную, но достаточно шумную группу оппонентов. Как считает протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров», очевидно, что сейчас со стороны и государства, и церкви есть желание окончательно закрыть эту печальную страницу нашей истории и поставить точку.

Есть и еще один нюанс. Происходящее в очередной раз продемонстрировало противоречия, существующие внутри семейства Романовых. Как известно, существует объединение членов рода Романовых, воспринимающее монархию просто как историческое наследие России. И есть императорский дом Романовых, который потенциально видит нашу страну монархией с собой во главе. И если объединение еще в 1998 году признало подлинность останков, то позиция императорского дома близка к церковной. Как заявил его адвокат Герман Лукьянов, принципиально важно учесть позицию Русской православной церкви по поводу возможной эксгумации, чтобы по этому вопросу в обществе наступило согласие.

Показательно, что представитель объединения членов рода Романовых в России Иван Арцишевский на нашу просьбу прокомментировать ситуацию ответил категорическим отказом. Петербургская епархия от официальных комментариев также отказалась. Как сообщили в секторе коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской митрополии, «мы сейчас не даем комментариев по теме, связанной с останками, поскольку слишком много спекуляций вокруг нее. Сейчас мы в процессе подготовки экспертных мнений».


КСТАТИ

Уже создана рабочая группа по организации перезахоронения останков членов императорской семьи. В нее вошли главы городских комитетов по культуре и внешним связям Константин Сухенко и Евгений Григорьев, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов, директор Музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, представители ряда ведомств. Церемония может пройти 18 октября.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.


Комментарии