Экскурсии на вырост

В то время как президент России своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует Десятилетие детства, организация туристических поездок для школьников становится все более проблемным занятием.

Экскурсии на вырост | ФОТО Валерия МАТИЦЫНА/ТАСС

ФОТО Валерия МАТИЦЫНА/ТАСС

Неприятные новости по этому поводу появляются чуть ли не каждый день. К примеру, недавно организаторы детского туризма с удивлением узнали, что совет министров Республики Крым издал распоряжение, согласно которому размещать школьные экскурсионные группы в гостиницах и пансионатах нельзя. Для этого, по мнению чиновников, годятся исключительно лагеря и детские санатории. Логика железобетонная: последние входят в реестр Роспотребнадзора, а отели и пансионаты - нет.

«Если учесть, что специализированные объекты размещения обычно работают по длинным сменам продолжительностью 14 - 21 день и никак не вписываются в программы экскурсий, рассчитанные на гораздо меньший срок, фактически это означает запрет детского экскурсионного туризма», - так отреагировала на вести из Крыма представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

В Петербурге - свои проблемы. И в первую очередь они связаны с транспортом, который в детском туризме остается самым узким местом. Не случайно встреча с начальником отделения технического надзора четвертого отдела управления ГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области Дмитрием Горбатюком, состоявшаяся в рамках заседания одной из профильных комиссий РСТ, вызвала бурю эмоций.

«Случаев, когда сотрудники ГИБДД штрафуют транспортные компании или прерывают экскурсии по неправомерным основаниям, предостаточно», - утверждают представители туриндустрии. По их оценке, сам порядок подачи уведомлений об осуществлении перевозки организованной группы детей сейчас таков, что проще от нее вообще отказаться.

В полицейском ведомстве, понимая, что речь идет о множестве обращений, поступили просто: функцию их приема передали в районные отделы ГИБДД. Где нет ни желания, ни возможностей работать с этими уведомлениями, в каждом из которых все параметры поездки должны быть расписаны от и до. «Никто не спорит: когда речь идет о безопасности детей, все требования должны быть выполнены сполна, - говорят специалисты. - Однако работа в низовых подразделениях ГИБДД организована из рук вон плохо, и порой создается впечатление, что мы нужны там, как собаке пятая нога». И жалуются на то, что даже в приемные часы подать уведомление, без которого перевозка детской группы после 1 апреля 2017 года невозможна, проблематично.

«Подавать бумаги чаще всего приходится лично, а сотрудники инспекции порой выдвигают к оформлению документов дополнительные требования, не предусмотренные нормативами», - сетует по этому поводу руководитель одной из ведущих профильных компаний Петербурга Игорь Мазулов. И верно: согласно приказу МВД, подать такое уведомление можно как лично, так и в электронной форме. Но...

Да, с формальной точки зрения подать обращение через официальный портал ГИБДД возможно. Однако уверенности, что оно попадет куда надо и будет принято к рассмотрению, нет. Ведь если при личном приеме какие-либо шероховатости документов еще можно урегулировать, то в режиме удаленного доступа никто не будет отвечать, почему уведомление не принято. А за нарушение правил детских перевозок в дневное время водителю автобуса светит штраф 3 тыс. рублей, а организатору перевозки, юридическому лицу - 100 тысяч. Ночью за аналогичные проступки придется отдать 5 тыс. и 200 тыс. рублей, соответственно. С учетом возможных штрафов транспортники Петербурга повысили расценки на аренду автобусов для детских групп. Так и пишут: в случае перевозки детей каждый час аренды стоит на 200 - 250 рублей больше, чем при перевозке в аналогичной машине взрослых. И выбирать не приходится, поскольку число компаний, готовых связываться с детским туризмом, невелико.

Задумаешься тут, надо ли вообще заниматься детским туризмом, если даже за отсутствие или неточность в информации можно схлопотать солидный штраф. К примеру, в уведомлении должны значиться не только адреса начала и завершения перевозки, но и названия автодорог по маршруту, адреса промежуточных остановок, расстояние перевозки и график движения, а также расчетное время в пути. Соответственно, даже за то, что водитель остановит автобус по нужде (дети все-таки) или потратит на дорогу времени больше, чем следует, его могут оштрафовать. В общем, повод почти всегда может найтись.

В ответ на эти претензии представитель ГИБДД посоветовал: «Если сотрудники превышают полномочия или отказывают в приеме уведомления, надо жаловаться». Имелось в виду вышестоящее начальство. Правда, как при этом возить детей, ожидая рассмотрения жалобы, он не сообщил.

Председатель комиссии по детскому туризму РСТ Ольга Санаева считает: прежде всего ситуация обусловлена тем, что взрослый туризм подведомственен Министерству культуры, а детский - Минобразования. А оно, как и многие другие ведомства, лишней нагрузке вовсе не радо. И поэтому после прошлогодних печальных случаев старается подстелить соломку, предъявляя к детскому экскурсионному туризму те же самые требования, что и к организации оздоровительного отдыха детей. А Роспотребнадзор вообще предложил ввести ограничения на посещение детьми опасных туристических маршрутов. При этом толком так и не определив, каким образом относить те или иные из них к данной категории.

#дети #туризм #отдых

Комментарии