Главная городская газета

Единство в разнообразии

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Единство в разнообразии  | Эта греческая икона ХХ века создана по мотивам славянского предания о том, как святые Кирилл и Мефодий крестили Болгарию и даровали князю Болгарскому Борису (он изображен слева) кириллическую азбуку. Фреска находится в храме Святителя Григория Паламы.

Эта греческая икона ХХ века создана по мотивам славянского предания о том, как святые Кирилл и Мефодий крестили Болгарию и даровали князю Болгарскому Борису (он изображен слева) кириллическую азбуку. Фреска находится в храме Святителя Григория Паламы.

Русские и чехи, сербы и поляки, болгары и хорваты... Как эти славянские народы не похожи друг на друга! Совершенно разные культуры, традиции, ментальность... Пожалуй, перечислить отличительные особенности этих народов легче, чем попытаться найти у них общие черты. Как появилась славянская общность и что она представляет собой сейчас? Наш собеседник – доцент кафедры истории славянских и балканских стран Института истории Санкт-Петербургского госуниверситета, кандидат исторических наук Денис АЛИМОВ.

– Денис Евгеньевич, так кто же такие «славяне»?

– Прежде всего это народы, говорящие на славянских языках. Славяне – это лингвистическая общность. Если вы спросите, что еще помимо языка объединяет славян между собой, то существует мнение, что такого объединяющего начала у них попросту нет. Как выразился по этому поводу известный русский мыслитель Николай Сергеевич Трубецкой, «язык, и только язык, связывает славян друг с другом».

С одной стороны, в этом высказывании много справедливого. Те, кто имел опыт общения с зарубежными славянами, например, с болгарами или хорватами, наверняка обращали внимание, насколько сильно они отличаются от русских даже внешне. И это не обман зрения. Дело в том, что славяне не составляют единого расового типа. Генетические исследования также подтверждают, что в формировании современных славянских народов участвовали весьма разные популяции.

Этнография славянских народов красноречиво свидетельствует о том, что многие черты своей народной культуры современные славяне унаследовали от неславянских народов, некогда ассимилированных славянами. Скажем, хорваты многое унаследовали от иллирийцев, украинцы – от иранцев, белорусы – от балтов, русские – от финно-угров. Все это говорит о том, что единое происхождение славянских народов – это скорее иллюзия, чем реальность.

Самое большее, о чем мы можем говорить, это о существовании в глубокой древности некой первоначальной славянской общности, которая впоследствии стала интенсивно смешиваться со своими соседями. Впрочем, даже эта первоначальная славянская общность остается предметом дискуссий. Мы точно не знаем ни времени ее возникновения, ни того, каков был ее первоначальный характер.

И все-таки есть один важный фактор, объединяющий славян, помимо языка. Это славянское самосознание, вера славян, пусть, как мы видим, и довольно беспочвенная, в свое общее происхождение. Понятно, что всякая вера субъективна. Но для современной науки, имеющей дело с этничностью, именно этническое самосознание является основополагающим фактором. Так что в конечном итоге на ваш вопрос можно ответить и так: славяне – это те, кто считает себя славянами.

– Как получилось, что славянские народы расселились на такой огромной территории от Балкан до Дальнего Востока?

– Увы, на этот вопрос у ученых до сих пор нет однозначного ответа. Еще недавно было принято считать, что в древности в Европе существовал особый район, где зародилось славянство – так называемая славянская прародина. Обычно ее размещали в Польше или Западной Украине. Предполагалось, что с территории этой прародины славяне, колонизируя новые земли или воюя, разошлись по Европе.

Однако в последнее время ученые демонстрируют все большую осторожность в своих суждениях по данному вопросу. Они справедливо указывают, что необходимо различать процессы формирования языка (глоттогенез), общих черт культуры (культурогенез) и рождение этнического самосознания, а ведь только с появлением последнего можно говорить об этносе. Все эти процессы отнюдь не тождественны друг другу, и связь между ними бывает очень трудно проследить.

Если выразиться проще, то у нас не может быть уверенности в том, что все те, кто говорил в древности по-славянски, называли себя именно славянами. Возможно, что славянский язык действительно зародился где-то на Украине или в Польше, но как этнос, то есть общность, обладающая особым самосознанием, славяне могли появиться и в другом регионе, а именно – в Подунавье. По крайней мере древнейшие письменные свидетельства о славянах фиксируют их проживание именно на Среднем и Нижнем Дунае.

– Древнерусский летописец Нестор тоже, видимо, не случайно выводил славян именно с Дуная...

– Да, но в то же время мы не можем утверждать и того, что определенная археологическая культура является надежным атрибутом принадлежности оставившего ее населения к славянскому этносу. А как же мода, а как же стандартизированные формы быта, которые во все века объединяли разные народы в однообразные в культурном плане сообщества? Следовательно, пресловутая картина расселения славян во все концы является упрощением.

В последнее время ученые подчеркивают, что даже распространение славянского языка могло быть связано не столько с перемещениями масс людей, сколько с формированием новых центров власти и их потребностью в языке международного общения. По крайней мере на Балканах дело, судя по всему, обстояло именно так: славяне, разрушившие в VI веке существовавшие здесь римско-византийские политические структуры, отнюдь не уничтожили местных жителей. Заполнив собой вакуум власти, славяне тем самым вынудили местных жителей освоить славянский язык и принять славянскую идентичность.

Исключительно важным фактором славянизации, особенно когда речь заходит об этническом самосознании, было создание в IX веке славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Первым славянским государством, где получила распространение славянская письменность, стала Великая Моравия, располагавшаяся на землях современных Словакии и Чехии. Отсюда славянская письменная культура распространилась в некоторые другие государства, которые еще трудно было назвать славянскими, но где существовало славяноязычное население.

Например, Болгарское государство на Балканах было основано тюрками-болгарами, подчинившими своей власти несколько славянских племен. Однако с приходом сюда в конце IX века учеников Кирилла и Мефодия, которые принесли в Болгарию славянскую письменность, медленная славянизация болгар значительно ускорилась, и болгары в конечном итоге стали воспринимать себя как славянский народ.

– Похожую эволюцию претерпела и Русь?

– В VIII – IX веках русы – дружинники скандинавского происхождения – поставили под свой контроль речные пути Восточной Европы, где бок о бок со славянами проживали финно-угры, балты, иранцы, тюрки. Однако, когда в Х веке верхушка русов, постепенно перешедшая на славянский язык, приняла из Византии христианство, а из Болгарии – славянскую письменность, славянский компонент в этом конгломерате настолько окреп, что Русь, первоначально являвшаяся объединением разноязыких племен, стала восприниматься как прежде всего славянское государство.

С тех самых пор территориальная экспансия Русского государства означала и распространение славянского, в данном случае русского, языка и славянского самосознания. Вот так славяне и добрались до Дальнего Востока...

– Учитывая все эти факты, вполне закономерно, что славянские народы столь не похожи друг на друга.

– Вряд ли стоит удивляться тому, что народы, говорящие на родственных языках, во всем остальном отличаются друг от друга. Вспомним, что коми-пермяки, к примеру, тоже мало похожи на эстонцев, хотя и те и другие говорят на финно-угорских языках, а румыны заметно отличаются от французов, несмотря на их общие языковые корни, восходящие к Римской империи.

Между Мальтой и Саудовской Аравией тоже особой близости не наблюдается, хотя мальтийский и арабский – это родственные языки. А тюркоязычные чуваши и азербайджанцы – много ли между ними сходства?

Говорить о культурном единстве славян, да и то с некоторыми оговорками, можно лишь применительно ко времени славянского язычества, когда славяне почитали Перуна и других богов. В процессе христианизации славян, который протекал с VII приблизительно до XII века, их культурное единство распалось. Христианские миссионеры приходили к славянам из самых разных краев – из Ирландии, Баварии, Италии, Византии. Результатом этого сложного процесса стало приобщение славян к христианству, причем одни славянские правители в силу своих исторических связей ориентировались на западную ветвь христианства, то есть на Рим, а другие – на восточную ветвь, то есть на Константинополь.

Таким образом, одна часть славянского мира вошла в состав западнохристианской цивилизации, а другая – в состав восточнохристианской, византийской. Принятие христианства автоматически означало приобщение ко всем благам цивилизации – письменности, развитой государственности, новым формам культуры и искусства.

Славяне, в особенности знатные люди, буквально копировали стиль жизни своих цивилизованных соседей. При этом те славяне, к которым христианство пришло с Запада, ориентировались на империю Карла Великого, а те, кто был связан с востоком, естественно, на Византию. Отсюда и колоссальная разница между славянскими народами в культуре, социальном и политическом устройстве, взгляде на мир и менталитете.

Впрочем, не будем забывать, что есть еще и славяне-мусульмане, обратившиеся в ислам в период османского господства на Балканах. Так что различия между славянами – явление совершенно естественное. Они определены ходом истории. В этом смысле гораздо большего удивления достойно то, что эти столь не похожие друг на друга народы, относящиеся к разным конфессиям и цивилизациям, имеют очень стойкое славянское самосознание и всячески подчеркивают то, что они славяне. Ничего подобного не наблюдается ни у германцев, ни у романцев, ни у финно-угров...

P. S. Продолжение интервью читайте в следующем выпуске «Истории». Мы расскажем о феномене «славянского самосознания» и об идее славянского единства, сыгравшей огромную роль в истории наших народов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook