Главная городская газета

Дзоты вместо штолен

  • 15.12.2015
  • Светлана Дмитриева
  • Рубрика Общество
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Дзоты вместо штолен | В Невской Дубровке нет метро, но памятник метростроевцам установлен именно здесь.<br>ФОТО автора

В Невской Дубровке нет метро, но памятник метростроевцам установлен именно здесь.
ФОТО автора

В январе 1941 года в Ленинграде стали готовиться к строительству метрополитена. Была создана организация – Строительство # 5 НКПС (народного комиссариата путей сообщения). Однако в июне метростроевцы вместо шахт и штолен, подземных тоннелей и красивых станций начали возводить доты и дзоты, противотанковые препятствия и переправы.

Если б не было войны...

Невский плацдарм. С этим участком фронта связывали надежды на прорыв блокады. В ноябре 1941 года командование приняло решение усилить плацдарм танками.

– Именно здесь, на берегу Невы, получили боевое крещение метростроевцы, – сказал на открытии мемориала почетный гражданин Санкт-Петербурга генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров. – Под руководством Ивана Георгиевича Зубкова, который был ранен, но все равно оставался на своем боевом посту, они возводили танковую переправу. Операция носила кодовое название «Пьем чай с вареньем», и каждое утро Зубков докладывал в Смольный Жданову: «Пьем чай с вареньем. Выпили 7 стаканов». Это означало, что 7 танков переправлено на другой берег. Здесь Строительство # 5 НКПС потеряло пятую часть личного состава. Памяти этих людей, общей памяти всех, принимавших участие в начале строительства метрополитена и обороне Ленинграда, посвящается этот мемориал.

Кстати, о его открытии мы кратко проинформировали наших читателей в номере газеты за 27 ноября. Но события, которые послужили поводом для возведения мемориала, требуют более подробного рассказа.

Иван Зубков – опытный метростроитель, прошедший путь от начальника смены до руководителя шахты при строительстве Московского метро. В январе 1941 года он был назначен главой Строительства # 5 НКПС. Поражает стремительность развития событий того времени. За считанные месяцы была создана мощная организация, в которую направили специалистов и рабочую силу из Ленинграда, Ленинградской области, Москвы и других регионов. Планировали привлечь 25 тысяч человек.

К строительству подключили ряд крупных промышленных предприятий. К июню 1941 года заложили 34 шахтных ствола, начали проходку 11 штолен. Проектное задание на сооружение первой очереди протяженностью 16,5 км из 12 станций предусматривало запуск метро в Ленинграде в декабре 1942 года. Так что 60-летие метрополитена, которое мы празднуем в этом году, должно было случиться намного раньше. Но началась война...

27 июня 1941 года строительство метрополитена остановили. Всех сотрудников во главе с Зубковым отправили на создание оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. С 28 июня по 1 сентября ими были возведены оборонительные сооружения на линии Парголово – Сестрорецк, Перкиярви – Муолта, Луга – Толмачево, Кингисепп – Волосово, Петергоф – Красное Село. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью более 30 км, построено 640 дзотов и дотов, создано 55 км противотанковых препятствий и 90 км окопов.

После сооружения танковой переправы на Невский плацдарм в октябре-ноябре отряд метростроителей отправляется на строительство Осиновецкого порта. Именно здесь проходила Дорога жизни, спасшая множество ленинградцев. В феврале 1942-го Строительство # 5 вошло в состав управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2), которое тоже возглавил Иван Зубков. Они строили портовые сооружения на Ладожском озере, мосты через Неву и Кобонский канал. После прорыва блокады обеспечили Ленинград столь необходимым городу топливом, построив 12 угольных шахт Комаровского бассейна. Восстановили огромное количество дорог, станционных сооружений, железнодорожных путей и тоннелей, необходимых для продвижения наших войск.

Да, они не шли в атаку, не падали грудью на амбразуры, не стреляли из минометов. Они трудились, копали, строили... И без их работы не была бы возможна победа.


Памятник созидателям

К сожалению, не было на открытии мемориала метростроителей, участвовавших в той великой битве на Невском плацдарме... Но метростроевцы славятся и заслуженно гордятся своими семейными династиями. Возлагали цветы к памятнику метростроителям сыновья и внуки, про-

должающие их дело. В их числе сын инженер-майора пути и строительства Дмитрия Ильича Сепитого генеральный директор ЗАО «СМУ # 13 Метрострой» Сергей Сепитый. Сын инженер-капитана Николая Михайловича Филиппова генеральный директор ЗАО «Литейно-механический завод Метростроя» Владимир Филиппов. Сын главного инженера Александра Соломоновича Черняка экс-главный инженер ЗАО «СМУ # 13 Метрострой» Владимир Черняк.

– К сожалению, дед мало рассказывал о войне, – говорит заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей Старков – внук экскаваторщика-виртуоза, участника строительства танковой переправы Андрея Васильевича Старкова. – Он не любил вспоминать. Больше думал о настоящем, будущем. Многие годы проработал в управлении механизации Ленметростроя. Своему делу отдавался целиком. Именно от него я заразился страстью к технике, сложным проходческим механизмам. Я горжусь своим дедом. Открытие мемориала – большое событие как для «Метростроя», так и для нашей семьи.

Кстати, почетное право открыть мемориал доверили представителям старшего и младшего поколений: ветеранам «Метростроя» и студентам колледжа метростроя. Авторы мемориала – художник Ильдар Фазылов и архитектор Андрей Масленников. Постамент из темного железобетона, символизирующий неприступный плацдарм на восточном берегу Невы, кольцо обороны и тиски черной блокадной зимы. Главные элементы памятника: шесть барельефов, вписанных в постамент, и метростроитель, выносящий из огня на руках маленькую девочку. Даже новый мост через небольшую речушку, которую надо перейти на пути к памятнику, тоже сделали метростроевцы, чем порадовали местных жителей, многие из которых пришли на открытие.

Во время церемонии рядом со мной стоит пожилая женщина с палочкой. «Замерзла, деточка?» – гладит она своей сухонькой ручкой мою продрогшую спину. Когда объявляют минуту молчания, она слегка приобнимает меня, и так мы стоим, склонив головы. Под звук метронома, отсчитывающего минуту молчания, из ее глаз катятся слезы. Может быть, она вспоминает не вернувшегося с войны отца или брата. Может быть, тот ноябрь 1941-го... Крупные хлопья падающего снега обрамляют белой каймой черные барельефы памятника. Чувствуя, как пробирается сквозь все слои одежды промозглый ветер с Невы, как замерзают в зимних ботинках ноги за час церемонии, поневоле думаешь, каково было здесь, на этом месте, в том 1941 году... В еще более холодном ноябре, когда с неба падал не только снег, но и смерть, когда рядом не было шатра, где вот уже совсем скоро можно будет выпить горячего чая, съесть гречневой каши из полевой кухни и отогреться... Это невозможно представить. Но это было.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook