Главная городская газета

Дымовая отмазка

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Садовый эстет с вредным характером

Этот жук похож на майского, цветом «зеленый металлик». И название у него приятное - бронзовка золотистая. Правда характер оставляет желать лучшего. Читать полностью

Три уровня заботы для цветущего сада

Как сохранить домашний сад здоровым? Легко - стоит лишь постоянно соблюдать 3 важных условия. Читать полностью

Цветник своими руками

Хотите красивый цветник с долговечной композицией? Автор «СПб ведомостей» рассказывает, как воплотить эту мечту в жизнь. Читать полностью

Петербург представил облик современной библиотеки

В северной столице состоялся архитектурный конкурс «Арт-резиденция». Первое место было по праву присуждено самому достойному. Читать полностью

Музея нет, но копий сломано немало

Продолжаются споры вокруг нового музея на Смольной набережной. В сути вопроса постарались разобраться «СПб ведомости». Читать полностью

В сводках МЧС не значится

Вот уже около месяца в Кировском районе Ленинградской области у деревни Молодцово (район птицефабрики «Синявинская») несколько десятков гектаров окутаны едким дымом. Читать полностью
Дымовая отмазка | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Несмотря на сложные экономические времена, петербургская торговля не перестает нас удивлять. Периодически мы наблюдаем всплеск активности вокруг той или иной группы товаров. Недавно мы рассказали о росте числа алкогольных магазинов (от мелких до супермаркетов), сегодня развеем дымовую завесу вокруг вейп-шопов. Переводя на русский - точек, предлагающих электронные сигареты.

Бизнес на жиже

Еще в 2014-м автор этих строк была свидетелем, как из одного бизнес-центра на севере Петербурга одна за другой съезжали фирмы по выпуску и продаже мебели, стройматериалов и автозапчастей. Освободившиеся площади уверенно занимала компания по производству жидкостей для электронных сигарет, так называемой жижи. Тогда владельцы этого бизнеса установили нехитрое оборудование и выдавали на-гора едва ли не самый востребованный продукт.

В наши дни почти на каждой городской магистрали можно найти по нескольку магазинчиков, торгующих электронными сигаретами, аксессуарами к ним и богатым ассортиментом жидкостей для их заправки. Расцвело это направление и в Интернете, и в сетевой торговле. А подкрепила всю эту бурную деятельность активная и грамотная маркетинговая пропаганда, сформировавшая в результате целый пласт культуры с будто бы стильной приставкой «вейп».

В двух словах - о чем, собственно, речь. Электронная сигарета была изобретена в Китае в 2004 году. Первые вейп-шопы в России появились в 2007 - 2008 годах, а сейчас электронное «курево» стало доступным для массового отечественного потребителя. Что, собственно говоря, видно невооруженным глазом на петербургских улицах.

Суть вейп-моды: донести до потребителя, что электронные сигареты - полезная замена обычных. То есть идеальный способ бросить «дымить» заядлым курильщикам. При этом электронные сигареты и их парение подавались как атрибут статуса и крутизны. Заядлые курильщики встретили новинку с интересом, увидев в ней выгодный заменитель табака, но быстро разочаровались: привычную им сигарету она не заменила.

Забавы школяров

«Большинство моих знакомых не курят обычные сигареты, а парят электронные, так как они «в тренде», - рассказывает ученик десятого класса одной из петербургских школ Данила. - Причем парят в основном жижу без никотина - всякие фруктовые жидкости. Делают это скорее для понтов, чем для эффекта. А если ты не только имеешь электронную сигарету, но и умеешь выделывать с паром какие-нибудь штуки, например, пускать кольца или другие фигуры, то это считается очень круто».

Этой «крутизне» можно научиться на специальных сайтах. Да к тому же в вейп-шопе никто не докапывается, сколько тебе лет, и можно забрести на бесплатную дегустацию. А то, что от них нет запаха, - хорошая отмазка для родителей и учителей, как сказали бы старшеклассники.

С одной стороны, то, что электронные сигареты вытеснили из подростковых приоритетов обычные, радует. Но с другой... Серьезных исследований влияния электронных сигарет на организм не было. А ведь в основе их, как ни крути, химия.

Вздох без норматива

На ситуацию вокруг кальянов и вейпинга обратили внимание специалисты управления Роспотребнадзора по Петербургу. «С недавних пор активизировалось использование различных электронных систем доставки никотина или продуктов, не являющихся никотином, - вейпинг, - отмечается на сайте ведомства. - Электронные системы доставки никотина, наиболее распространенным вариантом которых являются электронные сигареты и вейпы, это устройства, в которых вместо сжигания или использования табачного листа происходит испарение раствора для его последующего вдыхания».

Законодательством о техническом регулировании установлено количество содержания никотина в сигарете. Что касается так называемых вейпов, таких нормативов нет. Потребитель, заправляя электронную сигарету, сам определяет количество никотина. И оно может достигать крайне опасных уровней.

«В сочетании со смолами никотин способствует развитию сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Более того, используемые в электронных системах доставки никотина растворы содержат и другие химические вещества, некоторые из которых считаются токсичными», - подчеркнули специалисты Роспотребнадзора.

Чтобы урегулировать ситуацию, чиновники начали разработку нормативной базы. В феврале на сайте Государственной думы был опубликован законопроект об ограничении потребления вейпов и кальянов.

Документ фактически приравнивает парение электронных сигарет к курению табака. А именно: запрещено парить в общественных местах, транспорте, а соответственно, и в самих вейп-шопах и вейп-барах. Нельзя продавать вейпы и жидкости несовершеннолетним. Кроме того, законодатели хотят ограничить рекламу указанных устройств и продуктов. Добавим в арсенал борцов с вейпами еще один «снаряд» - вступление в силу с 1 января закона об акцизах на электронные сигареты.

Отрасль в тумане

«Под видом заботы о здоровье граждан был найден еще один способ пополнить бюджет, - высказывает свое мнение представитель вейпинговой отрасли Ярослав. - При этом люди, которые принимали закон, даже не удосужились выяснить, что же именно они хотят обложить налогом.

Согласно тексту закона, продукция, которая сегодня реализуется в большинстве вейп-шопов, не является товаром, попадающим под его действие, потому что она не является «одноразовыми электронными устройствами», как сформулировано определение товара, попадающего под акциз в законе. И уж, конечно, жидкость для заправки современных электронных сигарет не является «жидкостью для одноразовых электронных систем доставки никотина». Такой жидкости не только в продаже, но и вообще не существует, т. к. определение «одноразовое» исключает возможность дозаправки жидкостью электронных сигарет, подзарядки от сети, установки сменных спиралей и остальных способов продлить срок использования данного устройства».

Еще одна нестыковка, на которую указывают представители вейпингового рынка. Закон рассматривает акцизы только на никотиносодержащие жидкости. Вся остальная жижа, которая, собственно, и манит юное поколение, остается вне закона.

«При этом можно отдельно производить безникотиновые жидкости, которые будут, как и раньше, продаваться без акциза. А отдельно - крепкие никотиновые основы. А потом их смешивать между собой, сэкономив таким образом на акцизе, - отмечает владелец вейп-шопа Максим. - Но проблема в том, что парильщикам придется заниматься самозамесом в домашних условиях, как говорится, на глаз».

Рост цен на кальяны и псевдосигареты, по мнению игроков рынка, спровоцирует наплыв суррогата. При этом представители вейпинговой отрасли не отрицают того, что она нуждается в регулировании. Главное, чтобы авторы законопроектов вникали в тему и хотя бы грамотно формулировали, чего именно они хотят добиться своим законотворчеством.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook