Два храма на земле рязанской

Не назову себя опытным путешественником, но в поездках последнего десятилетия некоторое представление о России у меня, прежнего петербургского домоседа, все же сложилось. Одна из главных составляющих этого представления – ощущение неисчерпаемого богатства нашей земли. Но одно дело – умом сознавать возможность нечаянной встречи с неизвестной тебе красотой, а совсем другое дело – реально пережить такую встречу с прекрасным.

Два храма на земле рязанской |  Такой храм мог бы украсить любую европейскую столицу.<br>ФОТО АВТОРА

Такой храм мог бы украсить любую европейскую столицу.
ФОТО АВТОРА

Гусь Железный

У всех на слуху город Гусь Хрустальный – известный центр стеклоделия, но о поселке Гусь Железный, расположенном в этой же части Рязанской губернии, знают немногие. Почему «Гусь»? Очень просто: оба населенных пункта стоят на реке с таким именем. Въезжая в поселок, я, кажется, даже не посмотрел на дорожный указатель. Но вдруг слева на возвышении возникло видение – иначе не скажешь – видение храма. Как молния мелькнуло в сознании: «Гусь Железный»! Виденные на экране компьютера фотографии, выложенные в сеть знатоками русской провинции, удивили в свое время грандиозностью запечатленного на них храма. Но мало ли есть на земле прекрасного и удивительного. И впечатление это, казалось, забылось. Однако, как видно, легло на душу, осталось в глубине памяти и моментально вспомнилось в нужный момент.

Гусь Железный возвысился в середине XVIII столетия благодаря месторождениям железных руд. Купцы братья Андрей и Иван Родионовичи Баташевы основали в селе железоделательные заводы. Задуманный здесь храм должен был украсить новый промышленный центр, соответствовать его значению.

Говоря об этом архитектурном шедевре, приходится тщательно выбирать эпитеты. Храм не просто большой, даже не огромный. Он грандиозный. Это определение подходит более всего. Архитектурная громада храма вызывает впечатления, созвучные римским. Именно с Римом, его барочными соборами и церквами, руинами имперского прошлого, ассоциируется эта церковь. С Римом ее роднит и то, что выстроена она не из кирпича, а из камня. Прекрасный естественный материал придает зданию особую значительность, подчеркивает красоту его форм.

Необычна для российской глубинки архитектура храма. Он решен в формах готики. Окна имеют стрельчатые завершения, грани колокольни и абсид подчеркнуты тонкими колонками. Стрельчатые готические фронтоны и острые фиалы придают «колючую» выразительность завершению храма.

Замысел, а возможно, и проект церкви следует отнести к 1780 году, когда Андрей Баташев занялся обустройством усадьбы. Однако к возведению храма смогли приступить только в 1802-м. По мере готовности освящались его приделы, но освящение главного престола во имя Рождества Христова, знаменовавшее окончание строительства, состоялось только в 1868 году.

Зодчий храма в Гусе Железном, безусловно, обладал архитектурным дерзновением, которым возмещаются и перекрываются сполна те несовершенства, в которых его можно упрекнуть. Имя этого выдающегося мастера остается неизвестным. Оригинально интерпретированные формы готики получили распространение в русской архитектуре екатерининской эпохи, в особенности в Москве, в творчестве таких выдающихся мастеров, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Замысел церкви в Гусе Железном, по-видимому, связан с этими архитекторами, но в ходе продолжительного строительства в первоначальный проект вносились изменения, о характере которых сейчас можно только догадываться.

Сильное впечатление производит внутри нижний храм. Перекрытая куполом ротонда в центре, раскрывающиеся в нее «лепестки» боковых абсид, кольцевые проходы за мощными пилонами создают сложную игру пространства. Каждый шаг, каждый поворот дает новый вид, новую перспективу сопряженных друг с другом погруженных в полумрак воздушных чертогов. Надо полагать, верхний храм поразил бы своим колоссальным светлым объемом, но он был, к сожалению, нам недоступен для посещения.


Перевлес

В отличие от Гуся Железного, «выросшего» на дороге внезапным видением, вторая встреча с малоизвестной архитектурной жемчужиной рязанской земли была запланирована заранее. Церковь в селе Перевлес притягивает к себе любителей архитектурной старины, но их отряд невелик, а дорога в Перевлес далека, так что избитым местом он не стал и не станет, а побывать в нем – большая удача.

С некоторым трепетом отправлялись мы в путь: правильный ли курс в Перевлес я определил по карте? Скучноватой была дорога. Рязанские ездят не быстро, обгонять не любят, за каждым грузовичком выстраивается очередь. Когда свернули с шоссе, стало веселее. Но где же Перевлес? И вот вдруг в открывшемся за кулисами деревьев просторе, позади рыжей полосы жнивья, словно парящее в пронзительной голубизне неба, явило нам себя это чудо – храм с невероятно стройной колокольней. Это мгновение стоило исполненных трудов.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перевлесе – произведение высокой архитектуры, работа выдающегося столичного зодчего. Ни в замысле, ни в исполнении нет здесь ни одного огреха. В особенности хороша колокольня церкви. Она, собственно, и является тем магнитом, который притягивает сюда любителей прекрасного. Высота башни более 90 метров! Великолепно выверенные пропорции сооружения, изобретательно выстроенная ритмика ярусов башни, мастерски прорисованные детали, фактурно выделяющиеся на глади стен и не теряющиеся на большом удалении – все это позволяет назвать колокольню одной из красивейших в России. Но важны не только достоинства архитектуры. Храм с его колокольней чудесным образом преображает на много верст окружающие дали, превращая заурядный ландшафт в незабываемое уникальное совместное произведение Творца и его творения – человека.

История церкви загадочна. Возводилась она в 1824 – 1839 гг., но автор проекта неизвестен. Существует суждение о том, что им был один из ведущих зодчих московского ампира Доменико Жилярди. Вполне вероятно, что он строил церковь, но, скорее всего, перерабатывая и дополняя более ранний проект. Архитектура храма во многом принадлежит классицизму конца XVIII столетия. К тому же в наследии знаменитого Кваренги есть проект маяка, очень близкий построенной в Перевлесе колокольне.

Огибая храм, дорога спускается к речке. Она мелкая, можно перейти вброд, но течение быстрое. Вода – парное молоко. Кажется, можно было бы часами бултыхаться в реке, наслаждаясь летним теплом и чудной природой. Мы спросили о названии реки хозяина ближнего дома, спустившегося искупаться. Он ответил: «Проня». Надо сказать, рязанские – люди очень приветливые, открытые, словоохотливые. Наш новый знакомый Юрий рассказал, что название села происходит от находившегося в старину у мельницы перевоза на другую сторону реки, «в лес», посмеялся над тем, что один блогер, разместивший в Интернете рассказ о Перевлесе, упомянул о паре породистых собак Юрия, назвав их клички, но умолчал об имени хозяина.

...Ну что ж, день прожит не зря, пора назад, в Рязань. Пробегают за окном поля, перелески, холмы и овраги. Чем дорога нам эта скромная земля? Разве можно ответить на этот вопрос? Чувство любви к родине не нуждается в оправдании красотами или богатой историей. Но мы можем гордиться тем, что наша земля в ответ на любовь дарит нам красоту «мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (5445) от 23.04.2015.


Комментарии