Дуб побежит в ООПТ

В Ораниенбаумском лесу можно проводить интереснейшие уроки ботаники. Только высших растений там более 400 видов! А еще можно услышать, как отстукивает морзянку зеленый дятел. Если совсем повезет – увидеть енотовидную собаку или горностая...

Все прошлое лето петербургские ботаники, зоологи и географы исследовали местность. Подготовленные ими материалы комплексного экологического обследования недавно с успехом прошли общественные слушания в Ломоносове и стали отправной точкой для создания новой особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Леса и парки Ораниенбаума».

Дуб побежит в ООПТ  | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Когда заказник появится – а в этом у сотрудников городской Дирекции ООПТ нет сомнений, – он будет вторым по величине в городе, уступая только «Сестрорецкому болоту». Сегодня предполагаемая площадь «Лесов и парков Ораниенбаума» составляет 1558,1 гектара. Правда, его границы еще будут уточняться, и, вероятнее всего, природоохранный статус получит территория поменьше. Пока же будущие заповедные леса тянутся сразу от ограды Верхнего парка и далее вдоль всей окраины новых районов Ломоносова, вплоть до КАД на юге и Сойкинской дороги на северо-западе.

Примечательно, что данный участок – первый из списка, утвержденного законом Санкт-Петербурга # 421-83 «О перечне участков территорий, в отношении которых предполагается провести комплексные экологические обследования» (до этого работа велась только согласно генплану). В 2013 году закон приняли парламентарии, но затем губернатор дважды накладывал на него вето. Окончательно этот документ утвердили в 2014-м после многомесячного согласования границ территорий, которые нужно обследовать для придания им природоохранного статуса. В результате список территорий «похудел» в два раза... Согласно закону, в Петродворцовом районе появятся еще несколько заказников – «Долина реки Стрелки и ее притоков» (87 га), «Лесной массив Красные Зори» (151 га), «Шунгеровский лесопарк и долина реки Кикенки» (355 га), все названия пока условные.

Первая ласточка – заказник «Леса и парки Ораниенбаума», – скорее всего, будет кластерного типа. Ученые предложили скроить ООПТ из пяти рассеченных дорогами и улицами частей.

– А со многими ли землепользователями придется договариваться? – спрашиваю у специалиста Дирекции особо охраняемых природных территорий Нино Нацваладзе.

– Нет! Мы как раз постарались по возможности всех исключить – вот здесь какие-то постройки, тут кладбище... Поэтому у нас получились «дырки», – объясняет Нацваладзе, показывая карту будущего заказника. – Так делается, чтобы не было больших проблем с созданием ООПТ, когда на участке много активных землепользователей. Сейчас мы дополнительно ожидаем сведения из всех комитетов Смольного, чьи интересы тут тоже затрагиваются.

Территория, говорят ученые, уникальная, и придание ей природоохранного статуса не подлежит сомнению. Причем в самое ближайшее время – пока леса не вырубили и не застроили. Земля тут золотая.

Сегодня, между прочим, это самый крупный лесной массив на юге Петербурга. Только разных типов леса геоботаники насчитали 63 вида. Среди этих лесов – и любимые всеми боры-зеленомошники, и обильные ягодами черничники, и заболоченные сфагновые леса, которые обычно отличает неповторимый запах багульника.

– Так исторически сложилось, что на левом берегу Невы леса были сильно истреблены, пока город развивался, – рассказывает один из разработчиков материалов комплексного экологического обследования, доцент Института наук о земле СПбГУ Григорий Исаченко. – Ораниенбаумский лес целостный в том плане, что непрерывно тянется по всей территории. И очень разнообразный – можно встретить все древесные породы, которые растут в тайге: ель, сосну, березу, осину. А также широколиственные породы, которые встречаются не так часто, – дуб, липу и ясень. Это связано с тем, что рядом несколько веков выращивали парки и часть деревьев оттуда «сбежала». Есть участки, на которых возраст деревьев превышает сотню и даже достигает 160 лет. А старовозрастные леса в пределах такого крупного города большая редкость. Часть этого леса имеет статус объекта культурного наследия.

Вся территория предполагаемой ООПТ – равнина. Но разная. Есть участки с крупными валунами, которые лежат тут тысячи лет – остались на память от Валдайского оледенения. По количеству и размеру этих валунов Ораниенбаумский лес тоже не имеет аналогов ни на территории города, ни в ближайших районах Ленобласти. Есть равнины, сложенные песками, на которых стрелами уходят вверх сосны. А украшение территории – долина реки Карасты и ее притоков, которые «пропиливают» глубокие овраги. Территория будущего заказника богата растительным и животным миром – 47 видов входят в Красную книгу природы Санкт-Петербурга. Это тем более ценно, что территорию нельзя назвать не тронутой деятельностью человека.

– Антропогенная нарушенность еще не значит, что это плохо, – уверяет Исаченко. – По территории проходит ЛЭП – полоса шириной сто метров, где все вырублено. Но там живут редкие виды, потому что эту просеку освещает солнце...

Ученых и экологов особенно волнует то, что, по генплану Петербурга, предполагаемый заказник пополам разрезает новая дорога, идущая в никуда от Астрономической улицы. На том самом месте сегодня растут ценные леса с редкими видами растений. Переживающих успокоили: дорога, которая должна была связывать порт Бронка с ломоносовской промзоной, теперь оказалась порту не нужна и строиться не будет.

– Основная масса подъездных путей сделана, есть выход на КАД и железная дорога. Решение убрать дорогу будет приниматься при внесении изменений в генеральный план в 2018 году, – пообещал начальник отдела инвестиций и строительства администрации Петродворцового района Алексей Попов.

На слушаниях были высказаны несколько пожеланий. Например, создать зверопереходы через КАД. Другие аргументированные замечания и предложения в письменном виде все еще можно направить в адрес Дирекции ООПТ. После этого проект заказника должен пройти экологическую экспертизу, его ожидают длительные согласования с разными ведомствами – обычно этот процесс затягивается на 2 – 3 года. Так что присвоения природоохранного статуса следует ожидать не ранее 2018 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.


Комментарии